С началом нового учебного года многие родители младших школьников задумываются о приобретении им собственных смартфонов и планшетов. Что нужно знать, чтобы уберечь ребенка от злоумышленников в сети, и какие способы защиты необходимо использовать в первую очередь? Об этом ответственному продюсеру радио «Business FM Челябинск» Ивану Сухоносову рассказал эксперт по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко.
— Андрей, поговорим о детской кибербезопасности. Как обезопасить наших детей? Тем более, начался учебный год, проходят онлайн-занятия.
— Многие родители задумываются о покупке ребенку своего собственного устройства. По данным нашего исследования, у 88% детей в начальной школе есть смартфон или планшет, с которого они выходят в интернет. Чаще всего родителей — 57% об этом говорят — беспокоит тот контент, который дети могут встретить в интернете. Это материалы для взрослых, сцены насилия, нецензурные выражения, сцены употребления алкоголя, табака, наркотиков. Кроме того, родителей беспокоят различные онлайн-челленджи, в которых дети могут принять участие, которые могут навредить, в том числе, здоровью. Онлайн-груминг — это шантаж, как правило, детей на почве уже полученных фотографий, видео или текста с целью получить еще больше таких фото или видео, даже встретиться с ребенком в реальном мире.
Важно, что, как и в реальном мире, нужно с детьми разговаривать, прямо с самого детства. Мы говорим о том, что с незнакомыми людьми не нужно общаться на улице и в интернете. Цифровой мир мало чем отличается в этом плане. Необходимо уделять время и внимание вопросам цифровой грамотности, которые подразумевают именно в части информационной безопасности понимание того, с каким контентом сталкивается ребенок. Если он видит, что его приглашают играть на закрытом турнире, который только для избранных, где классные игроки в «Роблокс», «Фортнайт», нужно быть осторожнее. Злоумышленники настраивают такой вход, чтобы ребенок авторизовал свой игровой аккаунт в системе, тем самым они получают доступ к его данным. Они могут применять различные способы манипуляции — запугивание, например. «Я расскажу родителям, если ты не сделаешь вот это». Как правило, это нужно, чтобы получить доступ к сведениям. Иногда могут быть, например, данные о родителях. «Кем мама/папа работает? На какой машине они ездят? Сфотографируй себя около дома. Челлендж: получи посылку/письмо, сними видео, как его распаковываешь». Часто эти данные собираются в единый цифровой образ, потому что где-то, на каких-то фотографиях можно увидеть место, где живет ребенок, соответственно, знать, где родители. Если ребенок или родители публикуют фотографии в социальных сетях из отпуска: «Вот смотрите, мы на море» или «Вот билеты», можно оценить уровень достатка, понять, что их нет дома. Это дополнительные индикаторы. Что именно сделают злоумышленники и какие цели они преследуют, сложно сказать.
Детям нужно говорить, что, если есть свой смартфон, не стоит публиковать в открытом доступе номер телефона, точные геопозиции, даже номер школы. Если ребенок хочет завести аккаунт в соцсети, нужно сделать профиль закрытым, чтобы была возможность добавлять только знакомых пользователей. Если этого не сделать, аккаунт будет доступен всем в интернете, кому угодно. Рекомендация — не указывать возраст. Можно указать свою дату рождения и произвольный год.
— Что должен сделать каждый добропорядочный родитель? Кроме информационной составляющей, что еще поможет обезопасить ребенка? Обязательно каждому ставить программное обеспечение?
— Желательно. Когда мы говорим о цифровой безопасности, мы подразумеваем, что есть нетехнические способы защиты, то, что связано с цифровой грамотностью, с объяснением, информированием. Когда ребенок не знает, что за ситуация, он никогда с таким не сталкивался, есть родители, в которых он видит экспертов, людей, у которых можно попросить совет. Это не будет стыдно, это нормальная практика. Это доверительные отношения. Кроме нетехнических решений, есть еще технические. В первую очередь, это программы родительского контроля. Они подразумевают фильтрацию контента, устанавливают ограничение по времени, выстраивают белые и черные списки. Программы дают доступ к геопозиции, дают возможность выстраивать поле для ребенка в безопасном для него режиме. И это очень важный момент. Например, важно смотреть, какую информацию ищет ребенок в сети, какие поисковые запросы делает на видеохостинге, что у него сейчас находится в поле интересов. Как только не понравился какой-то поисковый запрос, например, контент для взрослых, не нужно бежать и говорить: «Вот почему ты это ищешь?» Это повод задуматься, это значит, что ребенок уже интересуется какой-то определенной темой. Почему он это делает? Почему эта тема интересна ему именно сейчас?
Кроме программ родительского контроля, есть еще базовые настройки приватности в различных сервисах. Каждый родитель, когда дает ребенку в руки планшет, должен понимать, что он с ним может посмотреть все, что угодно, раз нет никаких ограничений. Настройка, как минимум, детского профиля в онлайн-кинотеатре, видеохостинге — это то, что должно быть с самого начала.
Познакомьте ребенка с программами блокировки нежелательных звонков. Сейчас огромное количество приложений, которые можно скачать, включить. Я как родитель сделал следующую вещь: запретил все незнакомые входящие номера, которые не находятся в книге контактов. Но не существует одно без другого. Нельзя все доверить технике, но при этом не заниматься установлением доверительных отношений, повышением цифровой грамотности, обучением. Все это должно работать вместе.