Кто владеет информацией, тот владеет миром. Как развить туристический потенциал региона или отдельного района, опираясь на «большие данные»? Реально ли сократить очереди в магазинах, а на автобусе добираться быстрее, чем на личном авто? На эти и другие вопросы продюсеру радио «Business FM Челябинск» Юлии Нигматулиной ответил директор компании МТС в Челябинской области Андрей Березной.
— На фоне коронавирусных ограничений активно развивается внутренний туризм. Власти Челябинской области поставили амбициозную задачу: в течение ближайших 15 лет увеличить туристический поток более чем на 1,5 миллиона туристов в год. Как развитию этой инициативы способствует МТС?
— Я абсолютно уверен, эта задача достижима. В Челябинской области есть масса мест, куда интересно приезжать как мне, так и внешним туристам. Сейчас с точки зрения помощи, которую мы можем оказать в решении этого вопроса, — это анализ «больших данных». Мы можем довольно точно посмотреть, кто и куда приезжает. К примеру, самые посещаемые места у нас в области — это озера Тургояк и Увильды. Если посмотреть на историю, в 2020 году порядка 30% туристов посетили как раз именно эти водоемы. Если углубляться в эти данные, мы видим, что треть потока — туристы не из нашего региона. Грамотно анализируя этот поток южноуральцев или жителей Екатеринбурга и даже Москвы, можно им управлять, показывать туристам не только Тургояк и Увильды, но и другие интересные места. А нам, действительно, есть, что показать. Тем самым мы привлечем большее количество туристов. Также анализ данных позволит понять, что смотрят люди, и, сделав правильное предложение, мы можем увеличить время пребывания в Челябинской области.
— Это касается развития гостиничного бизнеса, сопутствующей инфраструктуры?
— Если посмотреть немного под другим углом, нам известно, каким образом приезжают на курорты люди, чем они там занимаются. Кому-то интересен активный отдых, кто-то, наоборот, приезжает просто полежать. Например, мы можем отслеживать, какое количество людей останавливается в гостиницах, какое — предпочитает ночевать в палатках или останавливается у близких. Если смотреть по уже проведенным исследованиям, почти треть наших туристов выбирают комфортный отдых. Далее можно аппроксимировать эти цифры на тот потенциал, которым мы располагаем — это наличие комфортных мест для расселения. Из этого мы узнаем, какое количество комплексов и где именно нужно построить, чтобы обеспечить их наполнение.
— Чтобы изучить потребности путешественников, вы сказали, что нужно проанализировать территорию. Как работает технология Big Data?
— Технология Big Data — анализ «больших данных» — работает довольно несложно. Собираются обезличенные данные по нашим абонентам, это такой «черный ящик». А дальше применяется аналитическая модель, множество социальных срезов, по которым можно посмотреть эти данные. Самые простые примеры — определить пол, мужчина либо женщина. На этом количестве людей видно, как они перемещаются, из каких точек в какие. Можно смотреть и их предпочтения, например, где они ночуют. Это касается как туристов, так и местных жителей. Мы видим, откуда приезжают люди, из какого города — из Челябинской области либо это въездной туризм. В целом, из этого мешка «больших данных» можно выбирать интересующие слои и их обрабатывать. Если привести простейший пример, каким образом работает Big Data, — это игра в шахматы с компьютером. Компьютер анализирует миллионы комбинаций в прошлом проигранных игр. Среди этих миллионов комбинаций выбираются максимально правильные и эффективные. Поэтому компьютер имеет большое преимущество даже над опытными гроссмейстерами. Если применять эту модель в туризме, правильный анализ позволит расширить перспективы роста туристической отрасли.
— В каких сферах помимо туризма еще могут использоваться «большие данные»?
— Они применимы, наверное, везде. Самый распространенный пример — это ритейл. Никто из нас не любит стоять в очереди. Зачастую, возвращаясь с работы и заходя в магазин, мы встаем пятым-десятым в кассу и тратим там свое время, чтобы дождаться, когда нас рассчитают. «Большие данные» показывают поток людей, и грамотное использование этих данных позволит магазину спланировать количество работающих касс, сократить очереди и время ожидания.
— Вы упомянули транспортную составляющую проекта. Недавно Южно-Уральский госуниверситет презентовал транспортную схему для Челябинска. Насколько я понимаю, там тоже есть вклад компании МТС?
— Да, мы анализировали, в том числе, транспортные потоки. Часть этой аналитики предоставлял МТС. И сейчас на основе этой аналитики в таком долгосрочном проекте администрация будет выстраивать более точные и правильные маршруты, которые позволят нам, жителям, добираться быстрее, меньше стоять в пробках. Возможно, появятся новые маршруты, возможно, появятся новые остановки.
— Что касается ориентированности на бизнес. Для предприятий какая польза?
— Бизнес может для себя получить очень много преференций. Элементарно понимая, каким образом, по какому маршруту передвигается человек из дома на работу и с работы домой, на пути передвижения можно строить эффективные точки продаж, торговые центры, фитнес-зал. Если смотреть дальше, у нас есть отличный продукт под названием «МТС Маркетолог». Он позволяет правильно выбрать базу, которой нужно делать точечное предложение. По сути, мы можем помочь бизнесу выбрать его целевую аудиторию, исходя из обезличенных данных. Простой пример — к гендерным праздникам поможем выбрать мужчин с определенным уровнем достатка, определенного возраста. Далее на узкий срез бизнес делается точечное предложение. К примеру, какой подарок может позволить тот или иной мужчина своей женщине. «МТС Маркетолог» применим практически для любой сферы и формы бизнеса. Применим как для среднего бизнеса, так для малого бизнеса, так и для фрилансеров. В целом он позволяет точечно выбрать аудиторию и донести нужный месседж по адресу. А дальше уже дело техники.