В 2023 году сфере туризма удалось оправиться от потрясений предыдущих лет, например ограничений из-за коронавируса. Но так как цены на заграничный отдых взлетели вверх, многие туристы предпочли отдых в России и, в частности, на Южном Урале. Другие итоги 2023 года и прогнозы на 2024-ый продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказал директор Центра туристских инициатив Челябинской области Алексей Ципордей.
— Алексей, подводим итоги 2023 года. Как себя в целом чувствовала отрасль? Насколько изменилась ситуация по сравнению с предыдущими годами? Удалось ли окончательно восстановиться после тех потрясений?
— Удалось ли окончательно восстановиться — сложно пока сказать. Но это был год, скажем так, привычки. Все уже начали привыкать к тому, что потрясения 2022 года для туризма прошли, авиасообщение с Европой закрыто. Выстраиваем другие логистические цепочки для туристов. Уже придумываются новые турпотоки по России, а не в другие страны. По сравнению с допандемийным периодом, конечно, еще далеко. В сравнении с после пандемийным периодом — все хорошо, все прекрасно. Можно все познавать в сравнении. По сравнению с 2022 годом появилась уверенность, поэтому развиваемся дальше.
— Какие направления в России были наиболее популярны у южноуральцев?
— У южноуральцев рейтинг не изменился. Основа российского туризма — Черноморское побережье. Выпал Крым для большинства туристов. Потому что у туристов опасения есть из-за близости к зоне СВО. Побережье в Краснодарском крае было забито и забивалось, в том числе нашими туристами. Что касается экскурсий — это Москва, Питер, Казань, Карелия, Калининградская область, Алтай, Байкал. Южноуральцы пока идут в тренде всероссийского туриста.
— Насколько подорожал заграничный отдых? Как изменились предпочтения туристов за границей?
— По загранице тоже все познается в сравнении. Недавно ко мне подошел знакомый и говорит, что Эмираты сейчас почти на халяву — 70 тысяч рублей на человека. То есть в этом году туристам такая цена уже кажется халявой. Потому что Таиланд идет по 100 с лишним тысяч на человека. Турция была по 80-90 тысяч, и с этой цены путевки только начинались. Если сравнивать цены с допандемийными, то они выросли раза в два точно. Возврата цен, я думаю, даже при нормализации политической обстановки ждать не стоит. Но весь туристический рынок ждет, что цены в 100 плюс все-таки уйдут со временем. И мы будем видеть цены на заграницу — на Турцию, Таиланд — хотя бы на 20-30% ниже. А предпочтения стандартные. То есть куда рейсы есть. Если Турция есть, то в Турцию летят. Таиланд появился, значит, в Таиланд летят.
— Поговорим про наш регион. Как обстоят дела на Южном Урале? Есть ли у нас направления, которые пользуются особой популярностью? Какие направления не смогли привлечь туристов в этом году?
— Особой популярностью у нас пользуется вся горнозаводская зона. Это и Тургояк, и все озера, даже менее известные, где инфраструктуры пока нет. Летом мы видим там 80% автомобилей из Свердловской области. Если говорить про более зрелый туризм, то есть отели, то это Тургояк, Еловое, Чебаркуль. Магнитка хочет стать более привлекательной за счет парка «Притяжение». Хотят строить там термальный комплекс. Туда сейчас вливаются хорошие инвестиции. Когда они закончат, появится новая точка притяжения для туристов по пути в Аркаим.
— Как раз хотела спросить, а как Аркаим? Они же тоже пытаются развиваться?
— Развивать пытаются. Привлекаются, насколько я знаю, федеральные деньги на строительство модульных отелей. Номеров пока немного — 50-60. Это не обработает весь поток. У Аркаима есть сезонность, определенные даты, когда приезжают условно 17 тысяч человек на выходные. Столько не вместит практически ничего в нашей области. Соответственно, Аркаиму нужно прокачиваться и медийно, и внутренне, чтобы была не только целевая аудитория, которой интересна археология, паломники. Если удастся и Магнитке, и Аркаиму подрасти, то, конечно, туроператор с удовольствием включит их в маршруты по Челябинской области.
— И коротко о прогнозах на 2024 год.
— Надеемся, что те инвестиции, которые вкладывает государство — и регион, и федеральный центр — в инфраструктуру, даст плоды. Туроператорский, турагентский рынок уже не просто привыкнет, а начнет развивать маршруты внутри нас. Потому что мы готовы и хотим, чтобы Южный Урал принимал не только российских туристов, но и иностранных.