Депутаты Госдумы в первом чтении приняли закон об упрощенном порядке оформления гаражей и земли под ними. Кто вправе воспользоваться так называемой гаражной амнистией, и с какими сложностями могут столкнуться южноуральцы, продюсеру радио «Business FM Челябинск» Юлии Нигматулиной рассказали заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Ольга Юрченко и председатель коллегии адвокатов «Перспектива» Александр Щербинин.
— Ольга Геннадьевна, в чем суть законопроекта о гаражной амнистии?
— Данный закон, в первую очередь, предполагает предоставление земельных участков под гаражами либо в собственность, либо в аренду. Такие решения будут принимать органы государственной власти или органы местного самоуправления. Зависит от того, в чьей собственности находится земельный участок. Закон также определяет порядок регистрации прав на земельные участки и порядок регистрации прав на гаражи непосредственно органами местного самоуправления.
— Сколько на сегодняшний день зарегистрировано гаражных кооперативов?
— Согласно сведениям реестра юридических лиц, на территории Челябинской области 232 гаражных кооператива. Из них 89 непосредственно на территории Челябинска.
— Если закон примут во втором и третьем чтениях, насколько увеличится количество зарегистрированных собственников гаражей?
— Если говорить о цифрах, можно провести сравнение последних двух лет. Порядка 12800 гаражей было зарегистрировано с правами в 2019 году, 13500 объектов в 2020 году. Есть увеличение даже в отсутствие закона о «гаражной амнистии», а после его принятия количество обращений за государственной регистрацией прав на такие объекты значительно возрастет.
— Кто сможет воспользоваться «гаражной амнистией»?
— Гаражи, как правило, либо отдельно стоящие объекты, либо стоят в одном ряду с другими боксами. Заявитель, владелец на момент, когда его право еще не зарегистрировано, может обращаться в орган местного самоуправления в случае, если земельный участок для возведения этого гаража был предоставлен ему каким-либо образом до введения в действие градостроительного кодекса. Т. е. до 31 декабря 2004 года. Заявитель вправе обратиться с предоставлением заявления с просьбой выделить ему земельный участок. К заявлению необходимо приложить имеющиеся документы, в том числе технический план для того, чтобы органы местного самоуправления могли обратиться в соответствующие ведомства за информацией о регистрации права на земельный участок и о регистрации права на гараж.
— Александр Владимирович, вы изучали законопроект. Какие особенности для себя подчеркнули?
— Я вижу в нем несколько плюсов и минусов. Несомненный огромный плюс — это то, что учитывается максимально широкий перечень документов, которые подтверждают права владения на гаражный бокс. Раньше достаточно субъективно к этому подходили, и очень много было отказов в связи с тем, что не сохранились первоначальные документы под застройку гаражами, не сохранились документы о строительстве конкретного гаража или кооператив прекратил существование. Сейчас очень широкий перечень документов, и 90% легально возведенных гаражей за прошлый период сможет узаконить тот, кто посчитает нужным это сделать. Из некоторых минусов законопроекта — он принят пока только в первом чтении. В процессе принятия могут произойти изменения как в лучшую, так и в худшую сторону. Увидел на официальном сайте Госдумы, что поступил отзыв правительства России. Они предлагают изменения. Думаю, закон будет дорабатываться с учетом этого отзыва.
— Какого рода изменения?
— Они акцентируют внимание на самых острых моментах — доработать терминологию «гараж» и «гаражный бокс», доработать механизмы предоставления участков из земельных участков общего пользования. По поводу кадастровых работ они пишут. Закон позиционируется так, что для владельцев оформление гаражей не будет вызывать расходов. Хотя из законопроекта это напрямую не следует, но говорится, что владельцы гаражей освобождаются от выкупа участка, то есть не нужно будет платить за землю. Скорее всего, владельцы будут освобождены от уплаты пошлины в Росреестре при внесении сведений в ЕГРН. А вот технический план, если не будут скорректированы изменения, придется оплачивать заявителям — это 5-8 тысяч рублей. Небольшая сумма, но кого-то может отпугнуть. Еще из минусов я бы хотел отметить следующее: в 11 пункте принята заградительная мера, что заявителю откажут, если ранее в судебном порядке гараж признавался самовольной постройкой и устанавливалось, что он подлежит сносу. На мой взгляд, этот пункт требует существенного изменения и его следует излагать в той части, что даже если такое решение суда ранее был принято, но сейчас гараж соответствует новым требованиям, его нужно оставлять. А то получается, что ранее человек пробовал его узаконить, потерпел неудачу и теперь для него закрыты все двери. На мой взгляд, это неправильно.
— Ольга Геннадьевна, прокомментируете эти заявления?
— Действительно, есть проблемы, когда у нас, либо у ГСК, либо у заявителей нет документов. Один из частых случаев, когда заявитель приходит за регистрацией прав, а ему говорят, что вы не вправе приобрести такой объект недвижимости в силу того, что у вас отсутствует документ или ранее были представлены сведения, что владельцем этого гаража является иное лицо. Как правило, это наследодатели. Наши родители в свое время не оформили свои права на гаражные боксы, не приходили за регистрацией прав, не узаконили их до введения закона о государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Поэтому оснований для приобретения прав на такие гаражи у наследников, к сожалению, нет. Только через суд. Это дополнительные расходы, временные затраты. Поэтому Росреестр очень рекомендует воспользоваться предстоящей «гаражной амнистией» после вступления в силу федерального закона. Не нужно откладывать регистрацию.