Подписывайтесь
Александр Кузнецов: «Мы продолжаем уходить от только бумажных учебников, переходим к электронным»
Послушать

Стартует проект уже в сентябре и продлится до 31 декабря 2022 года. Информация подтверждается скрином проекта постановления правительства РФ. В социальных сетях это сообщение вызвало бурную реакцию родителей. Грозит ли им практически трехлетнее испытание с домашним обучением или эксперимент будет менее болезненным для мам и пап, рассказал министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

— Проект «Цифровизация образования» достаточно давно уже идет, в том числе, и в рамках реализации национального проекта «Образование». Есть там, например, подпроект под названием «Цифровая образовательная среда», который предполагает в денежном выражении, что каждая школа Челябинской области по графику, в течение нескольких лет, получит два миллиона с лишним рублей на приобретение оргтехники, компьютеров и узлов связи. Параллельно Минсвязь тащит в каждую школу высокоскоростной интернет. Это не означает, что дети только в дистанте будут заниматься. Значит, что они также 1 сентября сядут за парты, будут учиться, но при этом будут иметь дети и педагоги высокоскоростной доступ к сети интернет, соответствующее программное и аппаратное обеспечение.

— То есть эти два миллиона как раз на интернет и на программное обеспечение?

— Два с чем-то миллиона, но программное обеспечение участвует. Оно, в принципе, доступно. Есть там Российская Электронная школа и прочие ресурсы, которыми мы пользовались в течение пандемического периода. Самое главное — это аппаратное обеспечение в школах. Чтобы была соответствующая инфраструктура. Мы давно уже уходим и продолжаем уходить от только бумажного учебника, переходим к электронным учебникам.

— Александр Юрьевич, а сколько школ будет участвовать в этом эксперименте?

— В основном это, конечно, школы среднего и старшего звена, потому что младшеклассникам это проблематично. Среднее звено, старшее звено — там, где предметное обучение ведется — там, конечно, будет более интенсивно проходить. Но это не означает, еще раз говорю, что дети будут по домам сидеть, дистанционно учиться. Они так будут учиться только во время карантина. У нас карантины, к сожалению, каждый год бывают. Или из-за такой периодической эпидемии гриппа, или ОРВИ, или морозов. Собственно, практика этого года нам показала, что мы, к сожалению, не ахти как готовы к таким ситуациям. Поэтому введение проекта «Цифровая образовательная среда» в школах Российской Федерации, в том числе в Челябинской области, — большое благо, чтобы дети были лучше готовы, педагоги лучше готовы к нестандартным ситуациям. Но, в тоже время, в текущем образовательном процессе не пользоваться теми возможностями, которые нам предоставляет интернет — наверное, было бы глупо.

Все-таки подробнее хочется понять, каким образом это будет проходить?

— Сидят дети на занятиях со своих гаджетов. Школа имеет возможность доступа к какому-либо цифровому образовательного ресурсу — то, к чему дети пытались подключиться через свои домашние гаджеты — кто через телефон, кто через планшет, кто через ноутбук во время пандемии — а теперь это будет из школьного здания под руководством педагога. И это не в течение всего урока — потому что мы должны не забывать о соответствующих санитарно-эпидемиологических рекомендациях для пользования компьютерной оргтехникой. Будут заходить на эти электронные образовательные ресурсы, работать с ними. Никто не отменяет очный режим, ни в коем случае. Не надо забывать, что школа — не только обучение, еще воспитание, социализация ребенка. Поэтому однозначно не будет повального дистанта. Об этом уже неоднократного заявляли и президент, и Министерство просвещения.

— То есть на каком-то из уроков, допустим, математика, предлагается зайти на какой-то портал и оттуда решить задачу?

— Совершенно верно. Или обратиться к каким-либо иллюстрациям, к какому-то виртуальному симулятору каких-то процессов. Мы же когда объясняем металлургические процессы, предположим, мы же не можем в домну заглянуть — но мы можем симулировать с помощью цифровой программы те процессы, которые там происходят, визуализировать их, и дать возможность ребенку на них взглянуть через экран монитора.

— Вы говорите — два миллиона на каждую школу, а общая сумма какая будет?

— Вообще у нас 800 с лишним школ, из них минус чисто начальная школа, еще специализированная школа — где-то 500 с лишним школ Челябинской области в конечном итоге за несколько лет получат соответствующие ресурсы. Но это лишь один аспект работы, потому что эти два с небольшим миллионом на цифровую образовательную среду — это закуп оборудования, оснащения. Надо не забывать еще и о повышении квалификации педагогов — нужно же уметь с этим работать.

— Это уже дополнительные средства?

— Да, это дополнительные средства в рамках проекта «Учитель будущего», есть такой подпроект в рамках национального проекта «Образование». Там делается акцент как раз на повышение квалификации педагогов в рамках цифрового обучения. Чтобы они умели правильно работать, не переносили традиционный формат педагогической работы в цифру, чтобы не уподобляться говорящей голове на экране монитора. Ребенку не очень интересно сидеть и смотреть на экран монитора, видеть говорящую голову педагога в течение 30–40 минут или больше. Там совершенно другой должен быть формат работы. Там очень много аспектов: разработка и усовершенствование контента образовательного. Потому что сейчас мы получили бесплатный доступ ко многим, в том числе коммерческим, образовательным ресурсам — сайты «научи ру», «Яндекс школа», «Яндекс класс» — они вообще-то платные. На время пандемии держатели этих ресурсов предоставили бесплатный доступ, но это временная история. Нам нужно подумать о перспективе. Вдруг что-то случится, а у нас есть бесплатный контент хороший? Причем, этот контент не должен быть каким-то вечно стабильным — он тоже должен совершенствоваться по мере совершенствования техники, появления новых знаний и так далее. Поэтому сейчас перед регионами, в том числе такая задача стоит — совершенствование контента образовательного, к которому будет иметь доступ ребенок.

— Вот как пандемия показала — не совсем, не на 100 процентов готовы челябинские школы к такому формату.

— Не только на 100, может процентов на 50, дай Бог готовы. Но здесь утешение, или не утешение, но в такой ситуации оказались не только челябинские школьники, но фактически вся страна. Даже больше скажу — весь мир. Вот так достаточно неожиданно большие массы людей — это же не только школьники, это еще студенты среднего профобразования, высшего образования — вынужденно садятся в дистанционный режим. Мы к этому не готовы. Но это как раз нас должно заставить подумать очень хорошо — как нам быть в таких ситуациях. Надо все-таки готовиться к будущему.

— 1 сентября школы наполнятся учениками. Уже началась переподготовка учителей, курсы повышения квалификации по работе с контентом?

— Если говорить о текущем годе — подавляющее большинство курсов мы вынуждены были сместить на дистанционный режим и перенести их на осенний период, на конец лета — в силу опять-таки пандемической ситуации. Там, где возможно — работали в дистанте с педагогами, где невозможно — отодвинули на второе полугодие текущего года. Поэтому работа ведется, она будет закончена, я уверен — успешно, потому что потенциал для этого у региона есть, и здорово что Челябинская область один из передовиков.

Фото: minobr74.eps74.ru
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы

Цитата дня

«Мы начинаем кампанию вакцинирования. Также в различных общественных местах мы будем практиковать, в частности в крупных торговых центрах будем организовывать такие точки, даже на отдельных избирательных участках мы это будем делать во время единого дня голосования. Так что задача большая, серьезная. Мы рассчитываем, что вакцина от гриппа позволит нам благополучно пройти этот период. Плюс уже в конце сентября мы рассчитываем на получении первых вакцин от коронавируса, и тоже будем по мере поступления вакцин заниматься вакцинированием групп риска. Все мы надеемся на то, что не будет никаких вторых волн и прочих таких непростых явлений. Сейчас тревожность в обществе повышается, и, безусловно, вакцинирование от гриппа позволит нам более благополучно пройти высокий эпидемиологический период»
губернатор Челябинской области Алексей Текслер
губернатор Челябинской области Алексей Текслер

«Онлайн ТВ». LIVE

Читайте на 1obl.ru

В эфире ОТВ