Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
97.96 +0.13 104.85 -0.6
Александр Кузнецов: «Мы продолжаем уходить от только бумажных учебников, переходим к электронным»
Послушать

Стартует проект уже в сентябре и продлится до 31 декабря 2022 года. Информация подтверждается скрином проекта постановления правительства РФ. В социальных сетях это сообщение вызвало бурную реакцию родителей. Грозит ли им практически трехлетнее испытание с домашним обучением или эксперимент будет менее болезненным для мам и пап, рассказал министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

— Проект «Цифровизация образования» достаточно давно уже идет, в том числе, и в рамках реализации национального проекта «Образование». Есть там, например, подпроект под названием «Цифровая образовательная среда», который предполагает в денежном выражении, что каждая школа Челябинской области по графику, в течение нескольких лет, получит два миллиона с лишним рублей на приобретение оргтехники, компьютеров и узлов связи. Параллельно Минсвязь тащит в каждую школу высокоскоростной интернет. Это не означает, что дети только в дистанте будут заниматься. Значит, что они также 1 сентября сядут за парты, будут учиться, но при этом будут иметь дети и педагоги высокоскоростной доступ к сети интернет, соответствующее программное и аппаратное обеспечение.

— То есть эти два миллиона как раз на интернет и на программное обеспечение?

— Два с чем-то миллиона, но программное обеспечение участвует. Оно, в принципе, доступно. Есть там Российская Электронная школа и прочие ресурсы, которыми мы пользовались в течение пандемического периода. Самое главное — это аппаратное обеспечение в школах. Чтобы была соответствующая инфраструктура. Мы давно уже уходим и продолжаем уходить от только бумажного учебника, переходим к электронным учебникам.

— Александр Юрьевич, а сколько школ будет участвовать в этом эксперименте?

— В основном это, конечно, школы среднего и старшего звена, потому что младшеклассникам это проблематично. Среднее звено, старшее звено — там, где предметное обучение ведется — там, конечно, будет более интенсивно проходить. Но это не означает, еще раз говорю, что дети будут по домам сидеть, дистанционно учиться. Они так будут учиться только во время карантина. У нас карантины, к сожалению, каждый год бывают. Или из-за такой периодической эпидемии гриппа, или ОРВИ, или морозов. Собственно, практика этого года нам показала, что мы, к сожалению, не ахти как готовы к таким ситуациям. Поэтому введение проекта «Цифровая образовательная среда» в школах Российской Федерации, в том числе в Челябинской области, — большое благо, чтобы дети были лучше готовы, педагоги лучше готовы к нестандартным ситуациям. Но, в тоже время, в текущем образовательном процессе не пользоваться теми возможностями, которые нам предоставляет интернет — наверное, было бы глупо.

Все-таки подробнее хочется понять, каким образом это будет проходить?

— Сидят дети на занятиях со своих гаджетов. Школа имеет возможность доступа к какому-либо цифровому образовательного ресурсу — то, к чему дети пытались подключиться через свои домашние гаджеты — кто через телефон, кто через планшет, кто через ноутбук во время пандемии — а теперь это будет из школьного здания под руководством педагога. И это не в течение всего урока — потому что мы должны не забывать о соответствующих санитарно-эпидемиологических рекомендациях для пользования компьютерной оргтехникой. Будут заходить на эти электронные образовательные ресурсы, работать с ними. Никто не отменяет очный режим, ни в коем случае. Не надо забывать, что школа — не только обучение, еще воспитание, социализация ребенка. Поэтому однозначно не будет повального дистанта. Об этом уже неоднократного заявляли и президент, и Министерство просвещения.

— То есть на каком-то из уроков, допустим, математика, предлагается зайти на какой-то портал и оттуда решить задачу?

— Совершенно верно. Или обратиться к каким-либо иллюстрациям, к какому-то виртуальному симулятору каких-то процессов. Мы же когда объясняем металлургические процессы, предположим, мы же не можем в домну заглянуть — но мы можем симулировать с помощью цифровой программы те процессы, которые там происходят, визуализировать их, и дать возможность ребенку на них взглянуть через экран монитора.

— Вы говорите — два миллиона на каждую школу, а общая сумма какая будет?

— Вообще у нас 800 с лишним школ, из них минус чисто начальная школа, еще специализированная школа — где-то 500 с лишним школ Челябинской области в конечном итоге за несколько лет получат соответствующие ресурсы. Но это лишь один аспект работы, потому что эти два с небольшим миллионом на цифровую образовательную среду — это закуп оборудования, оснащения. Надо не забывать еще и о повышении квалификации педагогов — нужно же уметь с этим работать.

— Это уже дополнительные средства?

— Да, это дополнительные средства в рамках проекта «Учитель будущего», есть такой подпроект в рамках национального проекта «Образование». Там делается акцент как раз на повышение квалификации педагогов в рамках цифрового обучения. Чтобы они умели правильно работать, не переносили традиционный формат педагогической работы в цифру, чтобы не уподобляться говорящей голове на экране монитора. Ребенку не очень интересно сидеть и смотреть на экран монитора, видеть говорящую голову педагога в течение 30–40 минут или больше. Там совершенно другой должен быть формат работы. Там очень много аспектов: разработка и усовершенствование контента образовательного. Потому что сейчас мы получили бесплатный доступ ко многим, в том числе коммерческим, образовательным ресурсам — сайты «научи ру», «Яндекс школа», «Яндекс класс» — они вообще-то платные. На время пандемии держатели этих ресурсов предоставили бесплатный доступ, но это временная история. Нам нужно подумать о перспективе. Вдруг что-то случится, а у нас есть бесплатный контент хороший? Причем, этот контент не должен быть каким-то вечно стабильным — он тоже должен совершенствоваться по мере совершенствования техники, появления новых знаний и так далее. Поэтому сейчас перед регионами, в том числе такая задача стоит — совершенствование контента образовательного, к которому будет иметь доступ ребенок.

— Вот как пандемия показала — не совсем, не на 100 процентов готовы челябинские школы к такому формату.

— Не только на 100, может процентов на 50, дай Бог готовы. Но здесь утешение, или не утешение, но в такой ситуации оказались не только челябинские школьники, но фактически вся страна. Даже больше скажу — весь мир. Вот так достаточно неожиданно большие массы людей — это же не только школьники, это еще студенты среднего профобразования, высшего образования — вынужденно садятся в дистанционный режим. Мы к этому не готовы. Но это как раз нас должно заставить подумать очень хорошо — как нам быть в таких ситуациях. Надо все-таки готовиться к будущему.

— 1 сентября школы наполнятся учениками. Уже началась переподготовка учителей, курсы повышения квалификации по работе с контентом?

— Если говорить о текущем годе — подавляющее большинство курсов мы вынуждены были сместить на дистанционный режим и перенести их на осенний период, на конец лета — в силу опять-таки пандемической ситуации. Там, где возможно — работали в дистанте с педагогами, где невозможно — отодвинули на второе полугодие текущего года. Поэтому работа ведется, она будет закончена, я уверен — успешно, потому что потенциал для этого у региона есть, и здорово что Челябинская область один из передовиков.

Фото: minobr74.eps74.ru
Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE

Читайте на 1obl.ru

В эфире ОТВ