Вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко в рамках правительственного часа в Госдуме рассказал о мерах совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Он отметил, что эта реформа — одно из ключевых направлений работы правительства по снижению административной нагрузки на бизнес и созданию комфортной деловой среды. Как обстоят дела с контрольно-надзорной деятельностью в Челябинской области? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой об этом рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров.
— Александр Николаевич, одной из главных тем обсуждения стал вопрос моратория на проверки бизнеса. Он действует с 2019 года. Насколько сократилось количество проверок за это время? Насколько конкретно этот запрет помог бизнесменам в наше непростое время?
— Конечно, мораторий на проверки — это одна из самых эффективных мер поддержки по оценкам бизнеса. Все это отмечают. Почти в пять раз сократилось количество проверок в сравнении с 2019 годом. В 2022 году в стране проведено 339 тысяч проверок. Это абсолютный минимум. При этом, только одно из трех контрольных мероприятий проходило в отношении бизнеса. В Челябинской области в 2019 году в прокуратуры было подано 7398 предложений о включении в план проверок, отклонено 2062 проверки, то есть проведено 5336 проверок. В в 2023 году предложений в план по проверкам включено 4779, а отклонено — 3088. Прокуратура отклонила данные требования. То есть в плане 1691 проверка. Таким образом, мы с вами констатируем, что объем проводимых проверок упал почти на 70%. Это очень большая цифра. Это, конечно, огромная помощь для бизнеса.
— Многие организации с самого начала введения моратория все-таки выступают против него, руководствуясь тем, что предприятия якобы нарушают технику безопасности. Это приводит к несчастным случаям. Есть ли статистика по ЧП на предприятиях, чтобы опровергнуть, либо подтвердить эти опасения?
— Я, конечно, не знаю, какой бизнесмен в здравом уме и доброй памяти мог бы жаждать каких-то проверок.
— Речь об общественных организациях.
— На то они и общественные. Я хочу сказать следующее: согласно индексу административного давления, подготовленного уполномоченным при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Борисом Титовым, количество проверок не влияет на проведение и ответственность подхода поднадзорных субъектов. Об этом говорит тот факт, что количество случаев причинения вреда снижается. Статистики ЧП у меня, к сожалению, пока нет по Челябинской области. Но, безусловно, есть сферы, заслуживающие особого внимания. Это противопожарная безопасность, охрана труда — то, что связано с безопасностью жизни, здоровья. Мораторий на случай угрозы вреда жизни или здоровью не распространяется, это нужно четко понимать. Недавно у нас было большое совещание с Анной Поповой, руководителем Роспотребнадзора. Теперь к особо опасным видам деятельности будет относиться общественное питание. Органы прокуратуры не ограничены в проведении проверочных мероприятий.
— Это профилактические визиты?
— Это не то. Органы прокуратуры могут прийти с любой проверкой. Они не попадают под закон о моратории. Что касается профилактических мероприятий...
— Они вообще эффективны?
— Конечно, они очень эффективны. Во-первых, за такой проверкой, профилактическим визитом, может обратиться сам бизнес. Это как раз те люди, которые, как вы утверждаете, хотят консультации о том, все ли у них безопасно, правильно они все делают или неправильно.
— Сейчас в рамках «регуляторной гильотины» отменены 143 тысячи устаревших требований. Например, какие?
— Кстати, не так уж и много. У нас их гораздо больше. Самые разнообразные требования, от одиозных, как, например, обязательная толщина омлета. Или требования мыть посуду ветошью, причем такой, которая указана в этих нормативах. Есть требования двадцатых годов, тридцатых — они, безусловного, устарели. Технический прогресс сегодня шагает семимильными шагами. Конечно, многие регламенты, сертификации, которые были приняты в девяностые, просто неактуальны. Но когда приходит орган контроля, надзора, он же ориентируется на то, что у него есть. А если регламенты не отменены, он, безусловно, будет применять их.
— Как предпринимателю разобраться во множестве этих требований? Как выделить самые важные и основные?
— В этом смысле, конечно, больше всего повезло столичному бизнесу, для которого разработана платформа «Открытый контроль». Она действует в пилотном режиме в Москве. Предприниматель может заранее получить информацию о том, когда и какие контрольные и надзорные органы могут провести проверку, и исполнения каких требований они будут требовать. К сожалению, у нас пока такой платформы нет, поэтому каждый предприниматель должен сам о себе позаботиться. Правовая грамотность предпринимателя во многом гарантия того, что проверка пройдет хорошо. Нужно полюбопытствовать, зайти на сайт того органа, который приходит с проверкой, посмотреть обязательные требования.
— Сейчас запланирован запуск 190 индикаторов риска, которые указывают на возможные нарушения. В чем их идея?
— Мы с вами и все контрольные надзорные органы перешли на рискоориентированный подход. Чтобы не выходить на место, создаются индикаторы, которые видны для органов контроля и надзора. Исходя из этих индикаторов, принимается решение, есть ли риски, какие риски сопутствуют данному предприятию. Органы контроля и надзора принимают решение о выходе, исходя из этих индикаторов. У каждой отрасли они свои.