Национализация крупных предприятий Челябинской области, пожалуй, стала одним из самых обсуждаемых событий 2024 года в бизнес-сообществе. Как этот процесс повлиял на настроение предпринимателей в регионе? Повлияло ли это на желание инвестировать в бизнес? Об этом продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказал уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров.
— Александр Николаевич, давайте подведем итоги 2024 года. В первую очередь, хочу узнать, каким он был для тех, чьи права вы защищаете? Как дела у наших предпринимателей?
— Конечно, год был непростым. Продолжают действовать санкции, причем бизнес ощущает не сами санкции, а вторичные негативные вещи, которые происходят в экономике. Существует проблема трансграничных платежей, что достаточно часто чувствуют наши экспортеры. В том числе средние предприятия, экспортирующие, например, продукты питания. Большим ударом для бизнеса, на мой взгляд, стало увеличение ключевой ставки Банка России. Это основная проблема. Этот шаг тут же сделал практически невозможным пополнение оборотных средств для многих сфер экономики. Притормаживаются инвестиционные программы и проекты. Это мы ощущаем, видим, наблюдаем как на крупных предприятиях, так и на средних. По экспертным оценкам, маленький пример, около 60% квартир остаются нераспроданными. Тех, которые построили наши строители и предлагали на рынок. Так что люди не могут купить, к сожалению, не могут получить ипотеку. Достаточно сложный был год. Но главное, что мы работаем. Бизнес не унывает. Бизнес платит налоги, страховые взносы. Продолжается реализация социальных программ, поддерживаем бойцов СВО, их семьи. То есть мы работаем даже в таких условиях.
— 2024 год точно запомнится местному бизнес-сообществу громкими делами и переход в государственную собственность таких гигантов, как «Макфа», «Ариант», ЧЭМК. Как эти события повлияли на настроения предпринимателей? Повысился ли уровень напряженности, повлияло ли это на желание инвестировать в бизнес?
— К моему большому сожалению, эти процессы совпали с экономической неопределенностью, санкциями. Они, конечно, повлияли на настроение бизнеса, потому что мы до сих пор не можем понять правила, по которым происходит изъятие. Я не даю сейчас оценку правильности изъятия или неправильности. Если нарушается закон, то, наверное, государство должно иметь возможность обратить, тем более большие структурные предприятия, которые влияют на экономику региона и страны. Наверное, государство должно иметь такой механизм. Но мы должны понимать, когда наступают сроки давности, и есть ли они вообще. Если по убийствам, по тяжким преступлениям уголовного характера, срок давности 15 лет, то почему по бизнесам он не определен до конца. Здесь мы, конечно, пытаемся убедить руководство, прежде всего, страны о том, что правила должны быть прозрачны. У нас возникают большие проблемы и сомнения в инвестициях. А вдруг мы проинвестируем, предприятие поднимем, а по каким-то причинам непонятным произойдет изъятие этой собственности. Здесь нужно работать. Обсуждали данный вопрос вместе с представителями РСПП, с заместителем президента Шохина Александра Николаевича, Мытенковым Сергеем Сергеевичем. Эти вопросы взяты на контроль. Я, к сожалению, не знаю, поднимались ли они на встрече с президентом, но мы просили, конечно, эти процессы обязательно проговорить. Поэтому мы не унываем, еще раз говорю, но для нас должны быть понятны правила. Важна прозрачность принятия решений. Обязательно.
— Еще к одному важному для региона событию. Во время визита в Челябинскую область генпрокурора России Игоря Краснова вы обратились к нему с вопросом о сносе нестационарных торговых объектов без муниципального регламента. Понятно, что это касается сноса законно установленных ларьков. Это действительно наболевшая проблема для нашего региона. Как-то началось ее решение после вашего обращения?
— Я обратился к прокурору только после того, как обращался в нашу городскую думу и к руководству Челябинска. Получил письма, отказ в которых четко звучал о том, что им положение не нужно, и они будут ориентироваться на свои ощущения, наверное, на что еще можно ориентироваться в том, что законно, а что незаконно. Только после этого я обратился к генеральному прокурору, поскольку все равно встреча была, и пояснил, что действовали положения до 2022 года, потом ряд положений был оспорен городской прокуратурой. Наши уважаемые депутаты приняли решение, что положение отменят и будут по своему определению, на свое усмотрение определять, какие же нестационарные это объекты — шлагбаумы, стоянки, киоски. Будут определять, насколько они законны или незаконны. По каким мотивам, по каким признакам? Общество должно знать. Чтобы не чиновник определял, а муниципальное казенное предприятие, обычный бизнесмен. Он определяет, кого снять, кого не снять, кого ликвидировать, кого оставить. У нас, кстати, сидят за это некоторые товарищи из этой же организации. Уже уголовные дела возбуждены, некоторые осуждены. И мы продолжать это не можем. Слава богу, руководство Челябинска, в том числе гордума, решили все-таки принять положение и регламенты, которые будут определять механизмы, чтобы не пострадали добросовестные предприниматели. Это самое главное, потому что, когда страдают добросовестные, — всегда плохо.