В южноуральской столице появляются новые общественные пространства — места притяжения и отдыха горожан. Но для комфортной городской среды еще многое предстоит сделать. Что именно, продюсеру «Business FM Челябинск» Юлии Нигматулиной рассказал вице-мэр Челябинска Александр Егоров.
— Вы работаете в должности чиновника-урбаниста, которой в Челябинске ранее не существовало. Как вы оцениваете свою работу? Удалось ли переломить ситуацию?
— Да, это абсолютно новая должность, как вы правильно сказали. И тем более интересно на ней работать. Самое главное, что удалось — это, наверное, влиться в команду мэра, в новую обновленную команду администрации, которая комплексно, как единый организм, работает над решением общей задачи: создать комфортный Челябинск для жителей.
— Расскажите о ключевых проектах благоустройства, которые были реализованы в этом году.
— В этом году была масса проектов реализована. Мы сейчас подсчитали все общественные программы — всего больше 36 точек на карте города мы отметили, где произошли знаковые изменения, которые замечали горожане, в том числе, публиковали фотографии в «Инстаграм». Например, когда мы установили малые архитектурные формы на набережной, сразу же она стала большой точкой притяжения.
— В конце прошлого года мэрия отыграла аукцион на строительство набережной реки Миасс за концертным залом имени Прокофьева. Сдача объекта — декабрь 2020. Когда челябинцы смогут посетить новое общественное пространство?
— Конечно, я обязательно слежу за стройкой, что там сейчас происходит. Мы сейчас видим, что имеется отставание от графика. Было выездное совещание губернатора, который жестко поручил подрядчику доделать все работы в этот срок. Сейчас мы видим, что подрядчик активизировался, реально работы ускорились, уже почти закончены все подпорные стенки. Есть вероятность, что финальное благоустройство перейдет на следующий год, но основные работы должны быть закончены в этом году. И самое главное, мы поняли, что река — это самый важный, ценный ресурс в городе. Эти набережные, которые с двух сторон идут от Миасса, мы планируем наращивать. Именно пешеходные зоны вдоль реки. В следующем году мы будем помимо этого участка продлевать набережную за «Мегаполис». Это пространство выиграло голосование на портале «Активный житель 74». Буквально через год мы с вами встретимся и у нас будет полтора километра прогулочной пешеходной набережной. Мне кажется, это очень круто. В Челябинске такого не было никогда.
— По контракту набережная реки Миасс будет стоить бюджету города более 500 миллионов рублей. Во сколько обошлись бюджету другие проекты благоустройства?
— Набережная, именно этот участок за филармонией, стоил, действительно, больших денег. Это беспрецедентная сумма для Челябинска. Раньше на благоустройство столько денег никогда не выделялось, но это было связано с подготовкой к саммитам ШОС и БРИКС. А в целом, у нас стоимость реализации одного сквера, он поменьше обычно, в районе 30 миллионов рублей. Например, по программе формирования современной качественной городской среды. Разные скверы разного размера — бывают и семь миллионов, и 10 миллионов, бывают и 30 миллионов. Набережная за «Мегаполисом» в следующем году будет стоить 50 миллионов рублей. Порядок цифр примерно такой.
— Поговорим о транспортной доступности. До приезда в Челябинск вы занимались развитием общественного транспорта в Москве. Ждать ли нашему городу перезагрузку?
— Думаю, стоит ожидать. Пока я занимаюсь благоустройством, но если мэр или губернатор поручат мне эту работу, считают это целесообразным, то я готов заняться транспортом. Сейчас мы находимся в таком подвешенном состоянии, потому что проходит исследование. Им занимается ЮУрГУ. Это исследование транспортных и пешеходных потоков. После того, как будут известны результаты, будут приняты соответствующие решения. Их должна будет принимать область, поскольку в течение этого года происходит передача полномочий субъекту.
— Вы размещали пост в сети о том, что хорошо бы сделать центр города, хотя бы в выходные дни, пешеходным, закрыть для движения автомобилей. Как отнеслись к этому автолюбители?
— Речь, конечно, не про перекрытие, закрытие полноценных улиц, речь про улицы выходного дня. Это распространенная практика, которая имеется во всем мире, в том числе в Москве и Краснодаре. В Самаре во время чемпионата мира по футболу перекрывали один из проспектов, и все болельщики гуляли по нему. Интересная идея, на самом деле, инновационная. Автомобилисты нормально отнеслись к предложению. Я думаю, если разговаривать с ними на одном языке, то есть обсуждать, разъяснять, зачем это и для чего и на какой период. Если заранее предупреждать, проводить информационную кампанию, то никакого значительного негатива, конечно же, не будет. Потому что каждый автомобилист — это тот же пешеход. Он точно также сможет приехать в это общественное пространство на машине, припарковаться и пойти с детьми погулять.
— Как дальше будет развиваться городская среда в Челябинске? Что запланировано на будущий год?
— В этом году мы особый упор сделали на озеленении — высадили более пяти тысяч деревьев вдоль улиц, 60 тысяч кустарников плюс огромные площади газонов. В следующем году самое важное — все это содержать. Мы сейчас проводим внутри себя реформу, появится подразделение, которое будет отвечать за содержание этих объектов. Потому что мало посадить, если на следующий день эти деревья засохнут, а газон пожелтеет. Это не есть хорошо и мы это понимаем. Поэтому главное направление — это содержание всего объема озеленения, беспрецедентного для Челябинска. Такого объема не было никогда. Нужно его содержать качественно и достойно. Дальше будем продолжать благоустраивать общественные пространства. В следующем году по программе формирования современной городской среды будет благоустроено порядка десяти пространств в разных районах. Наверное, продолжится программа по обустройству городских пляжей. В этом году мы построили три небольших пляжа, в следующем году продолжим эту программу, потому что обратную связь от жителей считали, им это очень понравилось.