Иногда бизнесу становится тесно в регионе и даже в стране. В таком случае наступает время покорять международные рынки. Каковы основные этапы для начала работы бизнеса за рубежом и с какими сложностями могут столкнуться предприниматели, продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказал маркетолог-предприниматель Александр Андреев.
— Александр, насколько сейчас сложно открыть свой бизнес в другой стране?
— Открытие бизнеса в другой стране очень сильно разнится. Это может быть по максимуму просто, а может быть очень сложно. В первую, очередь все зависит от ниши, которую выбирает предприниматель для выхода на международный рынок.
— То есть разные ниши, понятно.
— Да, конечно, где-то сложнее бывает, где-то бывает гораздо проще. И, в первую очередь, нужно учитывать, конечно, это нишу. Второе — это язык, общение. Если мы выбираем и проговариваем именно на русскоговорящую аудиторию, то желательно выбирать какие-то близлежащие к России страны. Конечно же, нужно учитывать налогообложение, нужно учитывать правовые законы в той либо иной стране. Но если конкретно сказать, то по факту нет ничего сложного.
Если брать из личного примера, то у меня открытие компании в Казахстане около двух недель заняло. То есть по факту, это не так сложно, если ты знаешь, что делать и в каком направлении двигаться. Многое зависит от вашей ниши, от вашего направления и, на самом деле, от вашего стремления, насколько вы заинтересованы в открытии компании там.
— И от страны ведь зависит. Есть ли нюансы ведения бизнеса в разных странах? Например, допустим, в Казахстане действуют одни законы, какие-то, может быть, даже негласные, в Грузии или Армении другие. Вот как?
— Да, безусловно, конечно, нюансов очень много, но бизнес, на самом деле, есть бизнес. То есть, действуют определенные принципы, есть определенные этапы для того, чтобы этот бизнес открывать. Что, наверное, сразу же бросается в глаза — это религия той либо иной страны. Потому что, если, допустим, в Казахстане у нас преимущественно преобладает ислам, то в Грузии и Армении — преимущественно христианство. То есть какие-то религиозные, правые нормы, отношение к рекламе, показ рекламы.
Если мы берем именно привлечение клиентов в той или иной стране, то это, конечно же, трафик и реклама. Именно отношение с самой аудиторией вызывает множество нюансов. То есть языковой барьер, знание правых аспектов и в дальнейшем уже какое-то конкретное развитие на несколько лет вперед. Желательно заходить целенаправленно, подготовленным и учитывать то, что открытие бизнеса в другой стране — это не столько юридический какой-то процесс, сколько реально стратегическая работа, когда мы изучаем рынок, понимаем ту либо иную аудиторию, понимаем их потребности, что им нужно и как с ними взаимодействовать.
— А вот какие ключевые этапы для выхода на зарубежные рынки? Какие, в первую очередь, можно выбрать стратегии?
— В первую очередь, это свой личный человеческий фактор. Я, как исследователь, поступаю таким образом: я приезжаю в ту либо иную страну и конкретно просматриваю, насколько мне там комфортно находиться, проживать.
— То есть личный комфорт тоже важен.
— Да-да, это в первую очередь. Конечно, можно рассматривать разные моменты, можно рассматривать и дистанционное открытие. Но в любом случае, я думаю, необходимо все равно посетить ту страну, в которой вы хотите открыть бизнес. Второе — это уже изучение логистики, изучение возможностей рекламы, изучение каких-то правовых норм, налогообложения. И, конечно, помимо того, что мы берем акцентом именно свое комфортное пребывание в той стране, то лучше еще учитывать дополнительные услуги, которые вам помогут быстрее разобраться в юриспруденции и в налогоблажении той либо иной стороны. Допустим, нанять кого-то, чтобы вам помогли, проконсультировали, и, на самом деле, это вам принесет гораздо больше пользы, чем вы будете самостоятельно набивать шишки.
— С какими сложностями могут столкнуться предприниматели при открытии бизнеса в другой стране? И, может быть, есть какие-то кейсы, как их предотвратить?
— Очень часто вижу, допустим, местные компании в Казахстане не учитывают факт того, что у них многонациональная страна. И кто-то, допустим, ведет персонально на казахском языке рекламу, соцсети и общение.
— И теряют аудиторию.
— Теряют аудиторию русскоговорящую. Такая же история у меня наблюдалась и в Грузии. То есть там также есть те, кто просто ведут какие-то свои каналы именно на грузинском языке. То есть, первое, это не смотрят широко. То есть, они просто узко давят на ту аудиторию, которая им интересна. По факту бизнес должен масштабироваться, и нужно учитывать все моменты при общении с той, либо иной аудиторией. Первое, что нужно делать, это, конечно, изучать вашу аудиторию. Потом, это, естественно, у нас валюта, она бывает скачет вверх и вниз. Вот это нужно учитывать, потому что, если мы рассчитываем на какие-то определенные суммы, в случае какого-то краха, либо, наоборот, подъема, мы можем либо разбогатеть, либо потерять какую-то сумму.
— А где бизнесу искать клиентов в чужой стране?
— Вообще инструментарий, которым пользуются, он везде одинаковый. То есть это соцсети, это какая-то контекстная реклама, создание сайтов, просто какие-то нетворкинги, где могут люди посещать и общаться, выставки и, естественно, это партнерство. Каждая страна, она конкурентна, и рынок в целом везде развивается, не стоит на месте. Происходят новые тенденции, появляются новые тренды, и кто-то развивается быстрее, а кто-то развивается, допустим, немного помедленнее. И при общении с новыми людьми, при общении с новыми партнерами, это может сократить именно само развитие и сам поиск новых клиентов, новой аудитории.
— От партнеров придут люди, получается...
— Да, конечно, то есть везде идет общение, язык не то чтобы враг наш. Сейчас язык друг мой, и нужно действительно больше общаться с людьми, больше выходить в медийность и как-то проявляться на рынке, чтобы вас видели.