В этом году Челябинск получил 3 миллиарда рублей на ремонт дорог. Удалось ли выполнить все запланированные на лето работы и какую гарантию на отремонтированные магистрали дают подрядчики, рассказал замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников.
Как вы относитесь к высказыванию горожан, что дороги находятся в ужасном состоянии?
Я с этим не соглашусь. Я считаю, что в Челябинске магистральные дороги, основные, по которым идет основной поток общественного и частного транспорта, в удовлетворительном состоянии. Только в этом году мы проведем средний ремонт порядка 700 тысяч квадратных метров полотна. Мы уже заканчиваем, у нас остался самый большой объект на 340 тысяч квадратов — это Меридиан. Работы с ним мы завершим буквально на этой неделе и перейдем к крайнему объекту в этом году — улице Блюхера.
Три миллиарда рублей — это много или мало, чтобы полностью привести дороги Челябинска в порядок?
Я считаю, что не в коем случае не мало, но при наличии большего финансирования мы бы осилили и больший объем. Если проводить анализ, мы с прошлого года по всем видам ремонта улично-дорожной сети города вышли на отметку более одного миллиона квадратных метров в год. Этот показатель, я считаю, очень неплохой, и в этом году мы преодолеем планку в миллион 200 тысяч квадратных метров.
Насколько это сопоставимо с «дорожной революцией», о которой все говорят?
Много или мало это, но я хочу сказать, что всего наша улично-дорожная сеть занимает порядка 10 миллионов квадратных метров. То есть, миллион 200 — это около 12%. Если бы на протяжении многих лет системно подходили к этим цифрам, то, конечно же, ситуация в городе была бы лучше. Если говорить о «дорожной революции», а она тогда касалась материалоемких, больших объектов — мостов, развязок, путепроводов. Было сделано немало, были затронуты очень нужные моменты, но как-то за этими гигантскими объемами, мы тогда упустили просто линейные участки в том числе и магистральных улиц. И тогда в 2014−15 годах мы такое недовольство получили от челябинцев, потому что дороги просто пришли в непригодность., и тогда на первый ваш вопрос я бы ответил согласием. Но пришла новая команда, пришел новый губернатор, глава города. Эта ситуация им полностью была предоставлена. И спасибо и Борису Александровичу Дубровскому, и Евгению Николаевичу Тефтелеву, что ее поняли, и не снижая, а наоборот увеличивая финансовую составляющую, переложили центр тяжести как раз на ремонт основных магистралей и улиц Челябинска.
А качество работ, качество дорог во многом связано с выбором подрядчика? Есть ли к ним особые требования и как защититься от недобросовестных исполнителей?
Это действительно огромная проблема. Защититься от недобросовестных подрядчиков очень непросто. Во-первых, по контракту должно быть финансовое обеспечение заявки. Затем, если есть победитель, у него есть обеспечение самого муниципального контракта, который заключается. Это является серьезным барьером для многих мелких и несостоятельных фирм, у которых кроме ручки, бумаги и желания заработать ничего нет. Конечно, неотъемлемой частью контракта является гарантийный срок. По городу в данном случае он составляет три года. То есть, если в этом году сделали ремонт, то исполнитель три года за свои деньги обязан его содержать.
Если говорить о технологиях ремонта и строительства дорог, то сразу вспоминаются картинки из соцсетей, когда асфальт укладывается в дождь или снег. Это технологии позволяют или, все-таки, халтура?
Это не технологии. Предположим, ранняя весна, улица, по которой ходит троллейбус. Он достаточно неповоротлив, привязан к контактной сети, и на дороге образовались ямы. Для этого используется специальный, так называемый, литой асфальт, с повышенным содержанием битума, который возможно укладывать при минус 3−4 градусах и определенной влажности. Но, конечно, не в лужу. Иначе это брак. Бывает неожиданно при выполнении работ пошел дождь, а машины с асфальтом идут. Тогда это место фиксируется, составляется акт, что укладка этого участка асфальта была произведена в неблагоприятных условиях этой машиной. Отгрузка асфальтобетона тут же прекращается, но машина при температуре около 120 градусов работу завершает. Это место дорожники держат на особом контроле, и, если там появляются какие-либо признаки разрушение, все это переделывается за счет подрядной организации. А такого, что с утра идет дождь, дорожники раздают разнарядки, под погрузку асфальтобетона стоит сотня машин, конечно, нет.