На Южном Урале подошла к концу предвыборная кампания. За мандаты в Госдуме борются 14 партий - в два раза больше, чем в предыдущую думскую кампанию. О нюансах выборного процесса этого года рассуждает директор Челябинского филиала российской академии народного хозяйства и госслужбы Сергей Зырянов.

зырянов


На финишной прямой у нас находится предвыборная кампания, буквально несколько дней до выборов осталось, уже можно оценить ее - была ли она интересная, активная, на ваш взгляд, по сравнению с предыдущими кампаниями?

Обычно предвыборную кампанию в Госдуму сравнивают с предыдущей точно такой же, она прошла пять лет назад. Что отличает нынешнюю? Она более конкурентная по количеству партий и отличается от прошлой избирательной кампании тем, что появились одномандатные округа, очень конкурентная ситуация как раз в них сложилась. Среднее количество кандидатов в одном округе в целом по России составило 10 человек, на Южном Урале на пять округов 45 человек, то есть по 9. Если в прошлый раз в выборах участвовало семь политических партий, то сейчас их участвует 14, соответственно и спектр политических предложений и возможностей выбора у избирателей расширился. Пропагандистский фон нынешней кампании мне показался не очень ярким и интересным. Эксперты отмечают, что ни одна из политструктур не решилась на разработку полноценной маркетинговой стратегии или организацию провокационных ходов для повышения интереса к себе. Вот такие оценки есть.

А как же суды, которые состоялись на самом финише кампании, где кандидаты пытались снять друг друга с выборов?

Это обычная практика, хотя статистика показывает, что обращения в суд по своему числу превысили кампанию 2011 года, но тогда и не было одномандатных округов. Кстати, чаще именно они пытаются друг друга "обыграть" за счет использования судебного ресурса. Обращения в суд - это вообще нормальная практика для правового государства, для правовых отношений, ее нужно только приветствовать. Потому что если что-то где-то кем-то нарушается, первое, что нужно делать - собирать доказательства и обращаться в суд. Если у вас есть сомнения, что там что-то неправильно происходит, пусть суд решает - так это или нет.

Интересен вопрос про деньги, потраченные кандидатами на свои кампании. Все суммы открыты, они есть на сайте избиркома. Всего в избирательные фонды партий и кандидатов Челябинской области собрано 190 миллионов рублей, и это примерно в два раза меньше, чем во время предыдущей думской кампании. Почему дешевеют предвыборные процессы?

Я полагаю, что главный фактор, который удешевил предвыборную кампанию - это экономический кризис, который так или иначе все равно сказывается. Деньги на избирательную кампанию появляются за счет спонсорских взносов, участия каких-то бизнес-структур в поддержке тех или иных кандидатов.

Может быть, свою роль сыграло и отсутствие масштабной маркетинговой кампании - вы сказали об этом раньше...

Конечно, ведь разработка целостной стратегии, маркетинговой, пропагандистской кампании требует значительных ресурсов. Вообще в целом эксперты оценивают всю прошедшую кампанию следующими словами: слоганы кампаний вообще напоминают 90-е годы и формулируются по принципу "Давайте голосовать за все хорошее против всего плохого". Есть, к сожалению, примеры таких слоганов. И, очевидно, меньше креатива в этой компании замечают эксперты, чем даже в организации предвыборной кампании того же 2011 года на выборах в Госдуму.


Татьяна Шабурова