«До этого закона деятельность коллекторов никак не регулировалась, они могли действовать так, как считали возможным, способы их работы зависели от степени их воспитанности и правосознания, которое не всегда было на высоте. Принятый закон легализовал эту профессию, что уже хорошо. Теперь на коллекторов можно жаловаться, пытаться защищать свои права. До этого рисков, связанных с коллекторами, было больше. Про них ни слова не было в законе, но они всё равно работали и никаким правилам не подчинялись».
По новому закону, коллекторам запрещено беспокоить должников с 22.00 до 8.00 в рабочие дни и с 20.00 до 9.00 в выходные. Также сотрудники коллекторских агентств должны представляться, называть свои должности и оставлять обратные адреса для связи. Однако этих ограничений мало, считает специалист по защите прав потребителей областной общественной организации «Советник» Вячеслав Курилин. По его словам, большинство распространённых методов работы коллекторов новым законом не регулируется.
«В моей практике были случаи, когда женщине на восьмом месяце беременности, лежавшей на сохранении, звонили по 300 раз в день, она потеряла ребёнка, — рассказывает Курилин. — Также распространена расклейка объявлений на подъездах с фотографией заёмщика и надписью „разыскивается преступник“. Давление на должников колоссальное. И доходит до того, что к нам приходит сосед заёмщика, которому коллекторы звонят по несколько раз в день, просят позвать к телефону должника-соседа, потому что он сам трубку не берёт».
Эксперты не исключают, что впоследствии закон о «О потребительском кредите» могут расширить, внести в него дополнительные пункты по регулированию деятельности коллекторов.
Юлия Ткаченко