В 2021 году жители Челябинской области направили в Банк России 282 обращения о фактах навязывания дополнительных платных сервисов финансовыми организациями во время оформления займа. Это составляет примерно 7% от общего количества обращений. Столько же, сколько в 2020 году.
Чаще всего жители региона сообщали о навязывании услуг при заключении договора потребительского или автокредита, при оформлении расчетного счета или получении банковской карты. При этом заемщикам предлагали приобрести не только финансовые продукты, например, страховых компаний, но и нефинансовые услуги. Речь идет о телемедицине или консультации юристов, отказаться от которых после оформления договора с банком или микрофинансовой организацией раньше было невозможно.
«С 30 декабря прошлого года в силу вступили изменения в законодательство, направленные против навязывания дополнительных платных сервисов. Теперь вернуть деньги за любые услуги, навязанные к кредитам и займам можно в период „охлаждения“. Напомню, он действует 14 календарных дней после подписания договора. Раньше эта возможность распространялась только на услуги добровольного страхования. Кроме того, теперь банкам и микрофинансовым организациям запрещено заранее проставлять в документах на кредиты или займы отметки о согласии на покупку дополнительных финансовых продуктов. Услуга может быть оформлена, только если заемщик самостоятельно проставит такую галочку до подписания договора», — прокомментировал заместитель начальника экономического отдела челябинского отделения Банка России Владимир Шурунов.
Юристы также говорят о большом количестве обращений по вопросам навязанных финансовыми организациями услуг. И если раньше, в основном, речь шла о страховании жизни и здоровья, то сейчас деньги взимают даже за смс-информирование как по кредитным, так и по дебетовым картам.
«По нашим данным с этой проблемой сталкивается примерно каждый второй клиент финансовых организаций. Причем многие даже не догадываются, что им что-то навязали, и узнают об этом после того, как произошло списание какой-либо суммы или в запросе данных Бюро кредитных историй. Иногда и вовсе даже не узнают. Такая ситуация сложилась из-за того, что банки пользовались недостаточной финансовой и юридической грамотностью людей. Полагаю, что новый закон, вступивший в силу 30 декабря 2021 года, до конца не искоренит проблему с навязыванием услуг. Но хотя бы сейчас от них можно будет отказаться в течение периода „охлаждения“, то есть, в течение 14 дней», — отметила юрисконсульт правового центра «Мир» Наталья Толпышева.
По словам юристов, финансовые организации часто предоставляют различные услуги и подписки как «комплексное предложение», за которое впоследствии взимается дополнительная плата.