22 августа в России вступили в силу поправки в законы о безопасности дорожного движения и обязательном страховании автогражданской ответственности. Новые правила распространяются на мотоциклы и легковые автомобили старше четырех лет. По мнению страховщиков, отмена диагностических карт повысит доступность обязательной «автогражданки». Между тем, на безопасность на дорогах отсутствие ТО не отразится.
«История с техосмотром очень давняя. После того, как организацию технического осмотра передали Российскому союзу автостраховщиков, очень сильно расплодились фейковые пункты техосмотра. Страховые агенты продавали техосмотры практически без всяких показов автомобилей. Они просто покупали пароли, либо заключали соглашения с теми, кто проводит техосмотр. Они развалили работу по техосмотру основательно. В результате техосмотр стал фикцией, и после того, как решили ужесточить его правила, страховые компании не смогли продавать свой продукт. Самым простым решением было не наладить этот процесс, а просто отменить необходимость наличия диагностической карты при заключении договора ОСАГО», — прокомментировал председатель Челябинской организации Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец.
Эксперт отмечает, что с отменой диагностических карт вырастет ответственность водителей за езду без техосмотра. С 1 марта 2022 года вступит в силу новая редакция административного кодекса. Если водитель не прошел ТО, его оштрафуют на 2000 рублей. Нарушения будут фиксировать камеры видеонаблюдения на основе Единой автоматизированной системы технического осмотра. Причем повторный штраф водитель может получить уже по истечении 24 часов с момента первого нарушения. Также водитель понесет убытки, если произойдет ДТП по причине неисправности его автомобиля. В этом случае страховая компания взыщет с виновника аварии 100% расходы на выплату денег пострадавшей стороне.
«С 22 августа 2021 года из перечня документов, необходимых для получения полиса ОСАГО, исчезла диагностическая карта, согласно вступившему в силу федеральному закону. Но при этом не исчезло право регрессного требования у страховой компании причинителю вреда, если на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты. Стоит понимать, что прохождение техосмотра пока никто не отменял и не делал его добровольным. Согласно постановлению Российской Федерации, существуют так называемые каникулы на шесть месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года», — рассказал ведущий специалист правового центра «Мир» Андрей Светочев.
Несмотря на отмену техосмотра для оформления ОСАГО, страховые компании пока не готовы предоставлять скидки водителям с действующими диагностическими картами. Представители бизнеса объясняют это тем, что прохождение техосмотра не влияет на общий размер страховой премии и безаварийный стаж вождения.