В Челябинской области почти треть жителей (30%) считают китайский язык перспективным для карьеры. Особенно он востребован в IT-сфере, торговле и маркетинге, сообщают аналитики НИУ ВШЭ в своем исследовании.
Китайский и английский языки возглавляют список «полезных» для карьерного роста языков, их выбрали по 30% челябинцев, однако 15% не считают, что знание какого-либо иностранного языка положительно влияет на карьерные перспективы. Далее расположились немецкий, французский и японский (по 6%). Такие результаты получил онлайн-кампус НИУ ВШЭ в ходе опроса россиян.
Почти каждый второй (46%) изучал или изучает сейчас английский язык, немецкий, арабский — по 12%. Есть и те, кто знаком с азиатским языкам — японским (6%). Более половины (61%) респондентов из Челябинской области убеждены, что знание иностранного языка влияет на профессиональный рост. При этом наибольшее влияние в 2025 году, по их мнению, оказывает английский и китайский (по 30%) языки. Кроме того, 52% считают, что через 5 лет китайский будет столь же востребован, как ранее английский.
«В среднем по России, 63% респондентов в возрастных группах от 18 до 54 лет считают, что знание иностранных языков усиливает позиции на работе. Возрастная группа от 55 лет и старше в 58% случаев отвечала, что это не так уж и важно для карьерного роста. Также оказалось, что чаще всего китайский называют перспективным специалисты из сфер ИТ (26%), маркетинга и PR (41%) и ретейла (42%). Этот язык становится сильным конкурентным преимуществом в условиях расширения бизнес-сотрудничества с КНР», — директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова.
Аналитики выяснили, что китайский считается среди челябинцев наиболее востребованным в таких сферах, как ИТ (18%), экономика и финансы (15%), торговля и ретейл (9%), маркетинг (9%). Опрошенные уверены, что для того, чтобы китайский положительно влиял на карьеру, нужно быть знакомым с деловым этикетом Китая (27%), правилами ведения переговоров (24%), с историей страны, культурой, традициями и менталитетом (18%), а также рынком и законодательством страны (18%).
«В условиях ускоренной трансформации международных отношений знание китайского языка становится важным фактором для успешной интеграции в мировой рынок труда, научное сообщество и межкультурное общение. Китай представляет собой одну из ведущих мировых держав как с точки зрения экономики, торговли, информационных и технологических фронтиров, так и в сфере культуры и образования. Курс Китая на инновации и международную открытость притягивает все больше специалистов разных областей, которые осознают необходимость высокого уровня владения китайским языком», — говорит руководитель онлайн-магистратуры НИУ ВШЭ «Китайский язык в межкультурной бизнес-коммуникации», доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, PhD (China) Мария Дубинина.
Жители Челябинска в 42% случаев хотели бы попробовать овладеть китайским, а остальные пока не рассматривали для себя такой вариант саморазвития. Подтолкнуть к изучению их могли бы рост зарплаты и должности (36%), возможность работать с компаниями КНР (18%), возможность жить и работать в Китае (12%), интерес к путешествиям и новым знакомствам (9%). Почти в половине (49%) случаев респонденты отвечали, что вряд ли их что-либо замотивировало бы на знакомство с этим языком.