Пандемия коронавируса и нарушение производственно-логистических цепочек привели к возникновению в 2021 году дефицита велосипедов как в России, так и во всем мире. Преодолеть его удастся лишь на горизонте 2023-2024 годов. В ближайшие же время гарантированно получить велосипед россияне смогут только по предварительному заказу и на 15-30% дороже, чем в 2019 году. Такие прогнозы дали владельцы эксклюзивного дистрибьютора велосипедов марки Electra в России и Китае компании Electra bicycle company Russia & China Михаил Скигин и Раймонд Меднис.
Что касается других брендов, то ситуация аналогичная, за исключением тех моделей, которые уже находятся в наличие. Справедливо и утверждение по поводу увеличения цен. В Челябинской области стоимость велосипедов выросла примерно на 20%. Директор магазина «ВелоЭкстрим» Алексей Софьин объяснил, что в продажу велосипедов поступило меньше из-за проблем с комплектующими, но о дефиците говорить не стоит, так как спрос упал.
«Обычно схема такая — в конце августа размещается заказ на заводе, а примерно с февраля-марта идет поставка. В этот раз все нам не поставили, не успели. Сейчас производственный цикл под 356 дней. Раньше было примерно 240 дней в зависимости от завода и марки. Заказ сделан был стопроцентный, по факту поставили процентов 60. Если в прошлом году достойный велосипед для любительского катания можно было купить за 25-30 тысяч, то в этом — 35-40. Рост составил примерно 20%», — пояснил Алексей Софьин.
По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, велосипед для дошкольников в начале года в среднем стоил 5800 рублей, а в июне — уже 6500 рублей. Велосипед дорожный для взрослых за это время подорожал примерно на 11% — до почти 14 тыс. рублей.
Организаторы велогонки Ural Cycling Project отмечают, что дефицит наблюдается в премиум-сегменте. В магазинах практически нет дорогих моделей, потому что они не пользуются спросом из-за сильно возросшей цены. Еще пять лет пять такой велосипед стоил около 40 тыс. рублей, теперь — больше 100 тыс. Что касается эконом-сегмента, то спрос сдерживает медленное развитие инфраструктуры.
«В Челябинске и других крупных городах нужно развивать велоинфраструктуру. В маленьких городах распространено велокатании — катание по паркам, грунтовым дорожкам. По городу ездить страшно, не хватает именно велосипедной инфраструктуры, чтобы поехать, например, на работу на велосипеде, чтобы тебя не задавили. Перспектива есть, если позиция губернатора будет услышана при проектировании и строительстве тротуаров, дорог», — отметил организатор Ural Cycling Project Антон Бутт.
Согласно рейтингу велосреды городов России, который составили недавно сервис доставки еды Delivery Club и консалтинговая компания «КБ Стрелка», Челябинск признан городом со средним качеством инфраструктуры. Но согласно заявлениям властей, работа в этом направлении уже ведется. Так, еще в прошлом году в администрации города объявили, что в течение двух лет на некоторых улицах появятся велодорожки, специализированные парковки и уличные станции для ремонта велосипедов. Последние уже установили на Алом поле и за памятником Курчатову.