В Челябинской области 58% жителей готовы пересесть из-за руля личного автомобиля на общественный транспорт из-за роста расходов на ТО, запчасти, ОСАГО и бензин, сообщили Bfm74.ru аналитики Группы «Ренессанс Страхование».
Почти половина жителей Челябинской области ежегодно тратят на автомобиль не менее 60 тысяч рублей в год. В опросе приняли участие свыше 1500 автовладельцев. Подорожание автомобилей, автозапчастей и топлива — ключевые проблемы большинства. В условиях дальнейшего роста цен большинство респондентов готовы попрощаться с автомобилем.
Как показал опрос, значительная доля автовладельцев из Челябинской области (42%) не намерены отказываться от автомобиля ни при каких обстоятельствах, но большинство (58%) потенциально готовы к этому в определенных условиях. Чаще всего мотивом для возможного отказа от автомобиля респонденты называли развитие общественного транспорта на необходимых маршрутах (32%), исчезновение нужных автозапчастей с рынка (26%) или их подорожание (11%), дальнейший рост цен на топливо (10%), ухудшение ситуации с пробками (16%) и парковками (11%) и снижение тарифов на перевозку пассажиров (5%).
Свыше половины таких респондентов (68%) рассматривают в качестве альтернативного источника передвижения общественный транспорт. 42% — такси, 21% — каршеринг, 16% — мотоцикл. Небольшая доля опрошенных (11%) потенциально готовы пересесть с авто на самокат.
Большинство участников опроса (54%) ожидают увеличения расходов на обслуживание своих автомобилей в этом году. Причем по оценкам 30% респондентов, рост будет существенным. И лишь 16% участников опроса ожидают потратить на машину меньше, чем в 2023.
Для наглядности: в прошлом году почти половина опрошенных потратили на обслуживание своего автомобиля не менее 60 тысяч рублей (в частности, 21% — 60-100 тысяч рублей, 14% — 100-150 тысяч рублей, 11% — от 150 тысяч рублей), а еще 32% — 20-60 тысяч рублей.
Почти 84% респондентов обуславливают свои инфляционные ожидания подорожанием автозапчастей, 79% — с ростом стоимости технического обслуживания, две трети — с ростом цен на топливо, каждый второй — с увеличением стоимости услуг автосервисов. Еще треть — с подорожанием ОСАГО, а каждый десятый — с увеличением стоимости каско.
«Рост стоимости автомобилей и запчастей стал одной из причин более бережного отношения к новым и относительно новым автомобилям, застрахованным по каско. Это видно по снижению частоты ДТП автомобилей (число автомобилей на 100 застрахованных, попавших в ДТП). По итогам 2023 года частота составила 19,2% против 22,5% в 2022 году и 23,8 в 2021-ом», — комментирует вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.
По его словам, старение автопарка и более бережное отношение проявляется и в том, что доля автомобилей старше 15 лет, застрахованных по ОСАГО, выросла больше чем вдвое — с 11,8% в 2020 году до 25,6% по итогам 2023 года.
К тому же 26% автовладельцев считает цены на бензин «очень высокими», а каждый десятый (11%) — «запредельно высокими», в то время как свыше половины (60%) считают их «высокими, но терпимыми». Лишь у 3% респондентов стоимость бензина не вызывает вопросов.