«В кризис тяжело всем, и арендодателям, и арендаторам, поэтому стороны стараются договориться. Завышать стоимость аренды нет смысла, потому что появляется много вакантных площадей. Но снижать цену мы тоже не можем: в арендную ставку входит зарплата электрика, сантехника, уборщицы, охрана, обслуживание лифтов, кондиционеров и так далее, все эти люди тоже не хотят уменьшения зарплаты».
Правда, в некоторых случаях арендаторам всё-таки удаётся добиться снижения цены, отмечает исполнительный директор центра гостеприимства «Европа» Игорь Тумаркин:
«Арендодатели лояльны, они понимают, что много арендного пространства высвобождается и, конечно, лучше получать чуть меньше денег, чем потерять арендатора. Кто договаривается, тот добивается снижения ставок. Сейчас непростое время для ресторанного бизнеса: многие заведения закрываются, некоторые вводят альтернативное меню. Сокращаются издержки, конечно, и на персонал, пересматривается режим работы заведений: в непосещаемые часы кафе просто не работают. Усугубляется ситуация даже не сокращением количества посещений, а ростом цен на сырьё: продукты подорожали сильно, мы много потеряли в наценке».
Конкретных цифр по сокращению рынка аренды коммерческой недвижимости эксперты пока не называют. Первые подсчёты будут готовы к концу февраля.
Юлия Ткаченко