Почему спортзалам приходится конкурировать с домами отдыха, в чём отличие бизнеса в сфере фитнеса от других проектов и как выбрать хороший фитнес-клуб, БФМ74 рассказала руководитель сети образовательных центров фитнес-школы «Olimpia Life» Татьяна Казанцева.
Состояние челябинских фитнес-клубов я оценила бы как среднее. В соседних регионах — Екатеринбурге, Тюмени, Перми эта сфера более развита. В столице Южного Урала сейчас зарегистрировано около 80 фитнес-клубов, из них активных игроков рынка — около 25. Крупных центров, площадь которых превышает тысячу квадратных метров в городе всего три-четыре.
Оснащение в клубах тоже оставляет желать лучшего. Тех же пилатес-кроватей Allegro в Челябинске всего три-четыре, тогда как в соседних крупных городах этим оборудованием уже оснащены студии для групповых занятий.
К тому же фитнес в Челябинске «сухой»: у нас недостаточно бассейнов, потому мало аквааэробики. Посетителей челябинских клубов интересуют, в основном, силовые тренировки.
Передовые тенденции в фитнес-индустрии приходят в Челябинск с опозданием. Мужчины по старой традиции чаще выбирают силовые программы, культуру тела. Значительно реже — body and mind. Этим направлением, как правило, интересуются бизнесмены, они понимают, что развивать тело недостаточно, чтобы преодолевать жизненные сложности. Они обращают внимание и на душу, потому посещают йогу, персональные тренинги по пилатесу. Вместе с тем в Челябинске ещё работает стереотип, что аэробика, фитнес — для женщин, хотя в других больших городах мужчины уже вовсю «пляшут».
Ещё три-пять лет назад казалось, что управлять фитнес-клубом легко. На самом деле всё не так, ведь это очень специфичный командный бизнес. Здесь важно уметь находить общий язык руководителю компании, лидеру и тренерам, которые по своей натуре тоже лидеры. Также важно чувствовать рынок, правильно ставить цены, уметь сотрудничать и честно конкурировать с другими игроками рынка.
Дополнительный доход фитнес-клуба — это персональные тренинги. И тут всё зависит от того, как компания продаёт эту услугу. В Челябинске есть те, у кого это очень хорошо получается. Персональный тренинг необходим для людей, которые имеют ограничения по здоровью (а полностью здоровых людей сейчас очень мало). Также на персональные занятия ходят те, у кого есть конкретные индивидуальные цели: похудеть на определённое количество килограммов, увеличить определённую часть тела на столько-то сантиметров.
В фитнес-бизнесе есть и свои проблемы. Например, в Челябинске в этой сфере ощутим кадровый дефицит. Причём мало именно квалифицированных тренеров. Сейчас многие клиенты фитнес-клубов идут работать инструкторами, потому что с точки зрения законодательства никак этот момент не контролируется. Хотя в той же косметологии, смежной сфере, так не получится: там у специалиста должно быть специальное высшее образование, а в фитнесе такого требования нет. И получается, что найти хорошего тренера, который будет качественно оказывать услугу и при этом её продавать, — сложно.
Ещё одна проблема — сезонность, которой в Екатеринбурге или Москве уже практически нет. Летом челябинский фитнес-бизнес не оправдывает ожиданий владельцев. Здесь конкуренцию спортзалам составляют озёра, дачи, куда отправляются отдыхать южноуральцы.
Понять, подходит вам фитнес-клуб или нет, можно уже по тому, как вас в нём встретили. Здесь важно, много ли вам уделили времени, как был презентован центр и его услуги. Впечатление о клубе обычно складывается уже по его администратору. Потом обратите внимание на инструктора. Важно, насколько тренер внимателен к клиентам: услышал ли он ваши пожелания, помог ли в постановке целей. И я рекомендую обязательно узнавать образование тренеров. В нашей профессии очень много спортсменов. Однако регалии «лучший бодибилдер», «лучший тяжелоатлет» — это всё спорт, а не фитнес. Важно, чтобы у специалиста было соответствующее высшее образование: УралГУФК, ЮУрГУ, тренинги. Спортсмены работают по спортивной методике, а у фитнеса программы другие.
И последнее, на что следует обратить внимание при занятиях в фитнес-клубе, — получаете ли вы удовольствие от урока. Ведь важно, чтобы клиент уходил домой на подъёме, чтобы у него оставались силы и он чувствовал себя хорошо. И если вы это получаете, если заметны положительные телесные изменения, тогда это ваш фитнес-клуб.
Текст: Юлия Ткаченко