Согласно поправкам к закону "Об ОСАГО", которые лежат в Госдуме, лимиты выплат по имущественному ущербу предполагается увеличить со 120 до 400 тысяч рублей, а по ущербу жизни и здоровью - с 160 до полумиллиона. Страховые компании против такого повышения, для них ОСАГО - и так самый убыточный вид деятельности, говорит директор челябинского филиала «РЕСО-гарантия» Ирина Кубаевская:
"На сегодняшний день нет компаний, которые добровольно отказались от лицензии по ОСАГО, но много компаний, которые заявляют об этих намерениях. Все ждут декабря, когда будут внесены изменения в закон "Об ОСАГО". Если тарифы не изменятся, но будут повышены лимиты ответственности, то, думаю, появятся страховщики, которые добровольно откажутся от ОСАГО".
Изначально для страховщиков ОСАГО было способом привлечь клиентов. Вместе с обязательным полисом предлагали десятки других: КАСКО, страхование здоровья, жизни или имущества. Теперь многие компании превращают добровольные виды страхования в обязательные. Чтобы просто продлить полис ОСАГО, страховщики требуют купить у них как минимум ещё один, а то и несколько полисов. Звонок в одну из крупных страховых компаний:
"Чтобы оформить полис по ОСАГО, необходимо сделать проверку в единой базе РСА на страховую историю водителей, допущенных к управлению. Это занимает 14 рабочих дней. Процесс проверки можно ускорить, если у вас помимо полиса ОСАГО будет какой-то добровольный вид страхования. Например, можно по КАСКО автомобиль застраховать, можно застраховать водителя и пассажиров от несчастного случая. Также можно застраховать вашу квартиру от кражи, пожара, повреждения водой. В этом случае в столице в течение дня сделают проверку страховой истории водителей".
Те, кто не согласен платить за что-то ещё, кроме ОСАГО, нередко слышат в ответ, что бланков полисов нет. Страховым компаниям приходится изворачиваться, чтобы компенсировать убытки от обязательной "автогражданки", комментирует управляющий партнёр консалтинговой компании «Листик и партнёры» Дмитрий Лукьянов:
"К ОСАГО, чтобы оно стало выгодно, нужно добавлять какие-то новые услуги: другое страхование или партнёрские программы, тогда можно выжить. В России есть союз автостраховщиков, который устанавливает страховой тариф и жёстко контролирует его соблюдение. От РСА действительно сложно скрыть дополнительные комиссии и поборы. Но я думаю, что страховщики как-то эти дополнительные комиссионные доходы будут у себя учитывать, будут что-нибудь придумывать".
Неделю назад проправки к закону "Об ОСАГО" прошли второе чтение. От третьего страховые компании ждут повышения тарифов. По их оценкам, стоимость полиса необходимо увеличить на 75%, тогда как Минфин, по некоторым данным, намерен ограничиться 25%.
Юлия Ткаченко