В России планируют штрафовать за отсутствие ОСАГО по камерам. Соответствующий законопроект подготовили в министерстве юстиции. Как сообщают «Известия», документ сейчас обсуждают все заинтересованные ведомства и представители отрасли. Наказание за отсутствие страховки составляет 800 рублей. По расчетам Российского союза автостраховщиков, процедура может приносить в бюджет более 2 миллиардов рублей ежегодно, так как в среднем по стране без полиса ездит 8-9% водителей, то есть более 3 миллионов человек. Однако, по данным независимых специалистов, доля автовладельцев без страховки в России выше. Например, в Красноярском и Краснодарском краях таких водителей около 20%, в Новосибирской и Ростовской областях — 17%. Челябинская область не является исключением.
«Проблема очень актуальна. Если брать статистику РСА, то по дорогам общего пользования передвигаются без полисов ОСАГО от 20% до 40% машин. Это все в Челябинской области, поэтому мы не очень законопослушное население с точки зрения безопасности и закона об ОСАГО. Все водители должны иметь полисы страхования, я считаю это — необходимость»,— поясняет директор агентства «Центр страхования» Кирилл Смолин.
По мнению экспертов, решение назрело давно. Низкие штрафы в сравнении со средней стоимостью полисов — по итогам первых пяти месяцев 2024 года средняя цена ОСАГО составила 7 тысяч 700 рублей — стимулируют водителей отказываться от страховки. Мера особенно актуальна и в связи с тем, что в конце июня Госдума приняла закон, который с марта 2025 года исключает такой полис из перечня обязательных документов при регистрации автомобиля.
Когда начнут приходить штрафы за отсутствие полиса, и каков механизм — пока не известно. Предположительно, под удар в первую очередь попадут нарушители.
«Фиксация будет проходить не повально. Камера будет выискивать номера, которые не застрахованы. Выбирать будут нарушителей, какое-то другое нарушение, например заезд на стоп-линию или скоростной режим. Только после этого программа проверит на наличие у автомобиля полиса ОСАГО»,— комментирует председатель областного отделения Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец.
Сейчас остается три момента, которые нужно урегулировать до запуска системы, сообщил «Известиям» источник на страховом рынке. Первый — принять поправки в КоАП, чтобы штрафы по камерам за отсутствие ОСАГО приходили не более раза в сутки. Второй — разрешить возможные сложности с данными, которые содержат гостайну, например, номера машин силовых структур. И последний — определить, в какие сроки выделят финансирование.
Добавим, что в МВД нет возражений по новому законопроекту. В ведомстве отмечают, что фиксация нарушений по камерам возможна сразу после принятия законопроекта. Банк России также поддерживает ведение контроля над наличием ОСАГО с помощью дорожных камер.