Доля расходов на еду в ежедневных тратах жителей России в среднем выросла до 60,9%. Люди выбирают магазины с более низкими ценами (об этом заявили 65% опрошенных), реже покупают дорогие продукты (61%) и выбирают товары, участвующие в промоакциях (55%). Также россияне сокращают покупки одежды (39%), а некоторые в целом уменьшили расходы, опасаясь дальнейшего ухудшения экономической ситуации (36%).
Схожими являются исследования Высшей школы экономики, которые зафиксировали рост пессимизма среди торговцев: их экономическая активность замедлилась, а индекс предпринимательской уверенности снизился с +4% во II квартале до +1% в III-м. Резко выросла доля торговцев, считающих главной проблемой для развития недостаточный платежеспособный спрос (в среднем по отрасли 54% против 46% годом ранее).
Сложная экономическая ситуация и высокая инфляция отразились на поведении покупателей, подтверждает представитель X5 Retail Group. Изменилась структура чека: стали приобретать больше товаров «первой цены», поэтому компания расширила предложение товаров по низким ценам. Изменение в покупательских предпочтениях заметила и «Евросеть»: люди стали более аккуратными в покупках, совершают их реже, хотя и не отказываются от них совсем. Однако основные потрясения на рынке электроники компания ждёт в 2016 году.