В этом году, согласно опросу сервиса SuperJob, только каждая пятая российская компания мониторит активность своих сотрудников в соцсетях. В 2020-м к подобному контролю прибегал каждый четвертый работодатель. Случаи увольнения сотрудников за посты сократились с десяти до семи процентов. Более половины работодателей игнорируют социальные сети наемных работников. Причем для многих эта позиция принципиальная. Например, среди челябинских компаний.
«Мы не отслеживаем, во-первых. Во-вторых, это категорически запрещено, даже если кто-то из менеджеров захочет это делать. Это абсолютно неэтично, абсолютно неэкологично по отношению к сотрудникам. Я считаю, что компании, которые этим занимаются, — их дни сочтены. Работать в такой компании — это постоянный психологический стресс, постоянное давление, ты не можешь чувствовать себя комфортно в той среде, которая изначально была создана для обеспечения комфорта», — отметил директор компании Sole IT Леонид Лапидус.
Мониторинг социальных сетей проводят и при приеме на работу, сказано в исследовании SuperJob. Сегодня каждый пятый работодатель отказывает в трудоустройстве из-за постов в интернете. В каждой десятой компании соискателей принимали на работу независимо от информации в личных аккаунтах. Перед тем, как отправиться на собеседование, рекрутинговые компании рекомендуют кандидатам закрыть свои профили в соцсетях, либо внимательно проверить весь свой контент.
«Как только сети плотно вошли в нашу жизнь, и появилась возможность посмотреть какую-то дополнительную информацию по людям, конечно, многие компании стали этим пользоваться. И мы в том числе, как работодатель, зачастую прибегаем к тому, чтобы смотреть еще и дополнительную информацию по людям — „ВКонтакте“, „Инстаграм“, „Фейсбук“. Если это возможно, и аккаунт открыт, мы знаем имя и фамилию потенциального кандидата, то мы, конечно, открываем и смотрим, потому что это дает дополнительную пищу для размышления. Именно поэтому мы своим кандидатам, с кем вместе работаем и проходим конкурсы к тому или иному работодателю, всегда говорим, чтобы они обращали внимание на то, какой имидж оставляют в соцсетях, какие фотографии, какой контент, нет ли в этом контенте запрещенной информации, дискриминации и прочее», — пояснила территориальный директор международной компании Kelly Services Инна Подпорина.
Работодатели, челябинские в том числе, используют программы, которые ограничивают посещение сотрудниками соцсетей в рабочее время. Повышенный интерес к такой функции спровоцировал вводом «удаленки» из-за пандемии коронавируса в прошлом году. Многие руководители просто побоялись, что из-за домашнего режима сотрудники уменьшат эффективность и продуктивность. Контроль помогает организовать и настроить на работу.
«Мы использовали такие функции в большей степени для повышения самодисциплины самих сотрудников, потому что мы никогда не скрывали, что мы используем такой класс программ. Всех ставили в известность, что на работе происходит фиксация всех действий, скриншоты записываются всех сайтов, которые посещаются. Это в архив всегда падало. В крайних случаях, если с каким-то сотрудником возникали недопонимания, мы могли посмотреть, как он выполнял свою работу. Но это было именно точечно и выборочно. Когда люди знают, что такие программы используют на рабочем месте, они меньше допускают таких мелких нарушений. Вовремя приходят на работу, лишний раз не отвлекаются, больше занимаются делом», — рассказал директор компании «Интек» Ярослав Голубь.
Исследования показали, что женщины, которые ищут работу, чаще следят за своими социальными сетями, чем мужчины. Сотрудники и соискатели до 24 лет ведут свои странички и блоги в интернете, невзирая на их возможный просмотр.