«Я думаю, это связано с политическими событиями, которые происходили в Египте 1,5–2 года назад. В связи с тем, что всё там настолько непредсказуемо и сами курорты находятся в удалённых точках, при экстренных ситуациях туда очень сложно довозить топливо и продукты питания, поэтому наши туроператоры сократили количество программ, боясь ещё раз попасть на те риски, которые происходили два года назад, — говорит директор туркомпании „Вест Трэвел“ Светлана Валянова. — В связи с тем, что экономическая ситуация не давала возможности роста по отношению к прошлым годам, где-то на 20–25% рынок просел. Но при всём этом, если бы не некоторые сероватые моменты жизни этого лета, сезон прошёл бы неплохо».
В уходящем летнем сезоне в турагентствах несколько меньше, чем год назад интересовались крымским направлением. Эксперты связывают это в первую очередь с транспортными проблемами: перелёты на полуостров остаются дорогими, а дорога на поезде, пароме и автобусе — долгая и неудобная. Вместе с тем возрос интерес к черноморскому побережью, сообщила генеральный менеджер отдела российских направлений турбюро «Спутник» Дарья Ерхова:
«Есть определённый рос по курортам Краснодарского края, как это ни странно, несмотря на всю пиар-компанию Крыма. Есть прирост по курортам Геленджик, Анапа, Сочи. Крым по показателям прошлых лет снизился примерно на 10% в продажах туркомпаний. Естественно, был достаточно большой поток самостоятельных туристов, которые добирались автотранспортом. Если говорить о Сочи, то сейчас всё больше набирает популярность экскурсионный отдых в межсезонье, не пляжный. Именно экскурсионный, связанный с объектами Олимпиады».
В Челябинской области в этом году практически перестал развиваться рекреационный туризм. Из-за холодной погоды отдыхающих на южноуральских озёрах не прибавилось. Заменой пляжам стал культурно-познавательный туризм. Он активно развивается в области уже несколько лет, отмечает директор Центра развития туризма региона Виктор Ткачёв.
«Те же базы отдыха, санатории, комплексы отдыха расширяют линейку предложений, — говорит Ткачёв. — Они предлагают экскурсии на остров Веры, в краеведческие музеи, Ильменский заповедник. Что-то такое, когда холодно, не все купаются, но отдохнуть с выездом на объект туристический, историко-культурный многие не против. Начинают предприятия выходить предложениями по развитию промышленного туризма. Тот же „Ариант“ предлагает свою площадку с целью развития промышленного туризма. В Магнитогорске — это ММК. Именно экскурсионный туризм по сравнению с прошлым годом возрос на 40%».
Как будет развиваться туристическая отрасль в следующем сезоне, эксперты однозначно сказать не могут. После череды банкротств туроператоров рынку потребуется некоторое время на восстановление. Новогодние туры, продажи которых начались ещё в июле, раскупаются пока неактивно. Однако по прогнозам специалистов, клиентов у турфирм этой зимой меньше не станет. Только вот путёвки они оформят уже ближе к январю.
Юлия Ткаченко