Трамваи и троллейбусы наносят минимальный экологический ущерб городу, поэтому и развивать необходимо в первую очередь именно эти виды транспорта. Об этом на аппаратном совещании заявил глава Челябинска Евгений Тефтелев.
«Сегодня основной упор, который мы делаем при формировании новой маршрутной сети, — это, все-таки, обеспечить приоритет развитию трамвайно-троллейбусного парка. Это наиболее экологические виды транспорта. Рабочие группы продолжают работать по подготовке проведения в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС. У нас есть задумки о вступлении в федеральные программы, у нас есть задумки о взаимоотношении с теми предприятиями, которые реально обновляют трамвай и делают его энергосберегающим. Цель какая? Обеспечить доступность трамвая, с одной стороны, и рентабельность данного предприятия — с другой», — сообщил градоначальник.
По мнению экспертов, рентабельность трамваев можно вернуть за несколько лет. Для этого нужно привести в порядок линии, модернизировать контактную сеть и обновить подвижной состав.
«В Челябинске мы несколько раз проводили исследования. В 2009 году — начале 2010-го трамвай в Челябинске был прибыльным. То есть, цена билета была выше, чем себестоимость пассажироперевозки. При увеличении пассажиропотока система будет работать с доходностью. А пассажиропоток увеличится в случае, если трамвай едет быстрее (выделенные линии, режим зелёной волны при проезде перекрестков), уменьшатся интервалы движения, и будет соблюдается расписание. Важное значение имеет информирование (на остановках и в мобильных приложениях). Ну и, конечно, для того чтобы люди пересели с автомобилей требуется комфортный современный подвижной состав. В международной практике, в проектах „под ключ“, реализованных в несколько последних десятилетий в Германии, Франции, Чехии, можно сделать вывод, что порог окупаемости инвестиций составляет 8–15 лет. Новые линии „под ключ“ создаются за 3–4 года, но в Челябинске линии уже созданы, их требуется только модернизировать, определить магистральные линии, обновить подвижной состав, ввести на светофорах приоритетный проезд в режиме „зелёной волны“, что намного быстрее», — говорит заместитель директора по маркетингу Усть-Катавского вагоностроительного завода Евгений Самойлов.
Специалисты отмечают, что в таких проектах сначала запускают несколько магистральных маршрутов, на каждый из которых потребуется около 30 вагонов. Базовая стоимость одного вагона составляет более 20 миллионов рублей.
Иван Сухоносов