На сегодняшний день в России насчитывается более 30 тысяч социальных предпринимателей. На первых порах бизнес-модели были разделены на два сектора — некоммерческий и коммерческий. И те, и другие занимались, в основном, образованием, социальными и медицинскими проектами. Сейчас для социального бизнеса характерны гибридная модель и более широкий спектр возможностей. В настоящее время реализуются проекты в области культуры и даже экологии. Современные тенденции социального бизнеса обсуждали во время круглого стола «Из прошлого в будущее социального предпринимательства. Новая роль в экономике России». Мероприятие провела Общественная палата РФ.
«Гибридность подразумевает сочетание признаков разных систем. Поэтому нужно формирование коллектива, который имеет компетенции в разных секторах экономики. С точки зрения финансов можно привлекать ресурсы, доступные и некоммерческому сектору, и коммерческим организациям. Это позволяет достигать определенного уровня устойчивости. Социальные предприниматели идут в сторону цифровизации», — рассказывает директор магистерской программы «Менеджмент» Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета Юлия Арай.
Также Юлия Арай назвала модели развития социального предпринимательства, которые показали эффективность. Одна из них — на основе кросс-субсидирования.
«Выделяют две группы потребителей. За счет получения прибыли от продаж товаров и услуг одной группы субсидируют другую. Хороший потенциал у платформенных решений. То есть, когда социальный предприниматель оказывает некую посредническую функцию. Примеров масса в совершенно разных сферах деятельности — транзитное трудоустройство, маркетплейсы, благотворительные магазины», — отмечает представитель Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета.
Рентабельность социального бизнеса достаточно высока. Кроме собственных вложений, предприниматель может получить займы, инвесткапитал и выиграть грант.
«Бизнес — это только прибыль и никаких сантиментов в отношении любви, сострадания быть не может. Но мотивация для лидера проекта — решать ту или иную острую проблему. Это его личная боль и личное понимание, как сделать лучше. Отсюда и появляются инновационные подходы и решения к подобным проектам. Например, высокотехнологичные проекты в сфере реабилитации. Все проекты нуждаются в разных мерах поддержки в зависимости от стадии своего развития. Что касается социального эффекта в среднем, который дают наши проекты, — это три рубля на один вложенный рубль. То есть, это монетизированный социальный проект», — поясняет исполнительный директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Юлия Жигулина.
Самый высокий социальный эффект в сфере образования — семь рублей на один рубль вложенных средств. В центрах для пожилых людей показатель чуть ниже — четыре рубля соцэффекта на один рубль вложенных средств.
Хорошую прибыль, а также социальный эффект дают, в том числе, технологические проекты. К ним относятся платные конфиденциальные чаты и игры, от стоимости которых идут отчисления в благотворительные фонды, а также гаджеты для здоровья.