Более одной тысячи рублей будут стоить четыре порции самого популярного праздничного салата — оливье — с учетом инфляции к концу декабря 2024 года, подсчитали экономисты. В целом по стране, набор продуктов для новогоднего блюда подорожал до 900 рублей. Индекс оливье в Челябинской области выше общероссийского показателя минимум на 100 рублей, сообщает радио «Business FM Челябинск».
«Индекс оливье очень сильно отличается в регионах, зависит от сети магазинов, качества продуктов. Если брать в среднем по Челябинской области, 670 рублей стоят четыре порции, примерно 170 рублей на одного человека. Но каждый раз оговорка. Это все считается в начале года. Но в начале года берутся показатели, которые сильно меняются за год. На декабрь плюс 70% по стоимости. Но еще будет небольшой прирост, и для четырех человек получится примерно 1000−1100 рублей. То есть 250−260 рублей на одного человека»,— комментирует доцент кафедры прикладной экономики Челябинского госуниверситета Илья Данилов.
Классический состав оливье фактически — готовая потребительская корзина. На ен стоимость в текущем году повлияла высокая инфляция на фоне низкой урожайности овощей, говорят эксперты.
«Растут издержки на логистику, перевозку, топливо, ингредиенты, которые входят в состав оливье. Повлияло довольно много факторов. Заморозки весной 2024 года по нашим оценкам снизили урожайность картофеля на 12−15%. В южных регионах довольно жаркое лето, засуха, что тоже снизило урожай. Цены в некоторых регионах стали расти. Прежде всего, на картофель, морковь. Конечно, предпринимаются меры со стороны правительства, чтобы стабилизировать и выровнять ситуацию. Налаживаются импортные поставки»,— говорит доцент кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве России Дмитрий Морковкин.
За последние три года новогодний салат в Челябинской области дорожал из-за разных ингредиентов. В 2022 году наибольший прирост дали маринованные огурцы, горошек и майонез. В 2023 году блюдо выросло в цене из-за подорожавших яиц.
Напомним, современный индекс оливье был создан в 2009 году по аналогии с американским индексом Бигмака. В оригинальной версии расчеты сводились к измерению уровня инфляции, в российской — индекс оливье может быть выше ее официальных показателей.