Нынешним летом от отпуска отказались 19% россиян. Таковы последние данные опросов «Левада-центра». Не ошибёмся, если скажем, что более половины отпускников в этом году не готовы ехать за границу. В основном, из-за цен, но кое-кто из патриотических настроений. А на Южном Урале набирают популярность туры выходного дня. Благо, достопримечательностей и маршрутов для таких кратковременных путешествий в регионе не мало. Одно из самых распространённых направлений — сплавы по рекам. Ну, а самая популярная река для этих целей — Ай. Чаще всего сплавляющиеся выбирают отрезок от посёлка городского типа Межевой до башкирской деревни Лаклы. Журналист Business FM Татьяна Шабурова решила на себе испытать все прелести такого отдыха.
День первый: «пятизвёздочная» поляна
В отличие от большинства туристов, мы решили организовать сплав самостоятельно. Для путешествия по реке необходим катамаран, но что важнее — знающий человек, который будет всем руководить. Ну, и команда, готовая к незначительным трудностям. Можно взять катамаран напрокат, но нам повезло — у нашего руководителя он уже был.
В первый день мы добрались до места и остановились недалеко от Кургазакской пещеры. Кстати, на среднем внедорожнике уместились и катамаран в сложенном виде, и гидробаулы со всеми вещами, поместилось и много-много ещё чего. Нам удалось занять прекрасную поляну. Кстати, выбор места для привала — важная составляющая сплава, залог его успеха. Полянка для первой ночёвки была, как признался наш опытный руководитель, на «пять звёзд» — возвышалась над руслом реки, вид с неё открывался прекрасный.
В первый день мы решили никуда не плавать, а собрать катамаран, заняться шашлыками и осмотреть достопримечательности.
Кургазакская пещера — в пяти минутах ходьбы от полянки, и в этом даже больше минусов, чем плюсов. Постоянное столпотворение, суета по соседству. Но об этом позже. Сначала вещи более важные — женщины готовят обед, мужчины собирают катамаран. Как оказалось позже, плавсредство пришлось собирать вчетвером, управились за четыре часа. Для справедливости скажу, что наш катамаран сложной конструкции и предназначен не для реки Ай, а для более экстремальных походов. На туристические сплавы обычно ходят на суднах попроще, да и собирают их инструкторы.
Шахта из фильма ужасов
Когда стемнело, мы решили осмотреть пещеру, но нас заинтересовала и находящаяся неподалёку заброшенная шахта. Причём если фотографий, описаний и координат Кургазакской пещеры в интернете с избытком, то про вентиляционную шахту действовавшего до 1996 года алюминиевого рудника нет информации нигде, и это, признаться, сильно подогрело наш интерес к этому объекту.
Прямоугольный вход в шахту перекрыт двумя уровнями бетонных плит, в которых местными диггерами сделаны небольшие лазы. После бетонного «предбанника» открывается тоннель, прорубленный прямо в скале. Диаметр коридора довольно большой. Мне показалось, что по нему сможет пройти небольших размеров ж/д состав. Длинна тоннеля, по одним оценкам, метров 300, по моим — все 700. До конца мы шли, почти не останавливаясь, минут 15–20. В конце две трубы, уходящие вниз. Если кинуть в них камень, он летит секунд 10, а потом плюхается в воду, от чего по всему тоннелю разлетается грохочущее эхо. Ощущения — как будто попал в фильм ужасов.
Огромное облегчение мы испытали, когда наконец выбрались из шахты. А вот в пещере ощущения совсем иные — умиротворение и спокойствие. На полянку вернулись около двух часов ночи и сразу легли спать.
«Всё включено» по-южноуральски
Сплав начали на следующий день. Со всеми сборами удалось отплыть от нашей полянки только в полдень. Время очень неудачное — народу, желающего посетить пещеру, набралось уже до сотни человек. Все они суетились на берегу, мешая процессу сбора вещей. Тем не менее, мы поплыли.
Реку Ай здесь можно было сравнить с трассой М-5, по которой мы, собственно, до места сплава и добрались. Загружен водоём практически так же, как федеральная трасса, туристами на самых разных плавсредствах. Люди плывут на катамаранах, надувных каяках, моторных лодках, деревянных плотах и даже матрасах.
Основная масса людей путешествует большими группами — два года назад я с туристической компанией ходила по этому же маршруту. В такой тур всё включено — повар готовит походную еду, инструктор управляет катамараном и собирает его. Весло дают, но им можно и не пользоваться. Судя по трафику на реке, сплавы очень популярны. За выходные на маршруте бывает, наверное, несколько тысяч человек. В основном, жители Челябинской области, но есть и свердловчане, и «экстремалы» из Башкирии. Нам встретились даже несколько иностранцев.
Во время сплава можно не только сплавляться, но и заниматься треккинком, скалолазанием и спелеологией. В этом году на одном из самых живописных притёсов организовали прыжки со страховочной верёвкой. В общем, туристам есть чем заняться, но, в основном, люди плывут, едят и спят в палатках.
Главная достопримечательность и второй причал
В отличие от больших туристических групп, мы плыли без остановок и за три часа добрались до самого посещаемого места на маршруте — Сикияз-Тамакского пещерного комплекса. На пути к нему предстоял резкий подъём по тропе. Но он того стоил — со смотровой площадки на вершине горы видно всю округу — зрелище интересное и захватывающее.
Напротив пещерного комплекса — самая большая на протяжении всей реки стоянка для туристов, утоптанная лужайка вдоль соснового леса. Многочисленность её «постояльцев» ещё складывается из тех, кто приехал сюда на машине. Несмотря на дождь и ветер, мы решили плыть дальше и искать другую поляну. Уж слишком здесь многолюдно.
Между тем надежд найти пустующую полянку оставалось всё меньше — вдоль реки встречались либо непролазные заросли, либо уже занятые стоянки. Но удача нам всё-таки улыбнулась: мы заметили небольшую груду камней на берегу. Возможно, когда-то это была походная баня.
Припарковались, посмотрели — так и есть. Поднимаемся на берег, заходим в лес — а там стол, стулья из брёвен, костровище с рогатиной для приготовления пищи и даже запас спиленных дров! Только всё слегка заросло травой после обильных дождей. Возможно, никого здесь не было с весны.
На второй вечер у нас была запланирована баня, настоящая, походная, с прогретыми большими камнями. В очаге мы развели костёр, который горел порядка 3 часов, нагревая камни. Затем мы накрыли их специальным тентом. Баня «работала» практически всю ночь.
Поскольку разные объекты на нашей поляне были разбросаны между берегом и лесом, переход между ними было решено подсветить походной «свечой». Для этого берётся пенёк дерева, пилится вдоль пополам, в каждой половинке вырубается сердцевина, а потом половинки соединяются и скрепляются. Середина пенька поджигается и горит ярким пламенем несколько часов. В отличие от первой ночи, здесь мы были как будто одни на реке. Лишь когда стемнело, можно было увидеть маленький туристический огонек костра на другом берегу.
День третий: фонтан посреди реки
Режим последнего дня позволял нам не ставить будильник — поздний подъём, завтрак и снова в путь. Остановившись на ночлег, мы буквально километр не доплыли до «фонтана». На всём протяжении реки много родников. Здесь, как рассказывают, рыбаки решили поместить родник в трубу и поднять её вверх. В итоге струя воды бьёт на несколько метров вверх, обдавая ледяными брызгами всех вокруг.
От фонтана до конечной точки нашего маршрута оставалось совсем немного, но в конце пути с нами начал бороться встречный ветер. Пришлось основательно «лечь» на вёсла, чтобы катамаран не пошёл в обратном направлении. Так бывает всегда в конце маршрута, который оказывается «зажат» между двух скал, одна их которых «Красный камень» является достопримечательностью, пусть не такой популярной, как Сикияз-Тамак и местный «фонтан». Преодолев все препятствия, мы вышли на финишную прямую сплава.
Фото: Алёна Шабурова