Самые расхожие выражения последнего полугодия начинаются со слов «Кризис повлиял…». Сначала мы страдали от того, что теперь не сможем позволить себе отпуск в Европе, потом сообщения о баснословных ценах на продукты повергли общество в уныние, а теперь, кажется, и одеваться станет намного дороже. Канут ли в лету известные бренды? Каких перемен ждать на модном рынке? И сколько теперь придётся заплатить за новую вещь в старых магазинах?
От гламура к нормкору
От 2015 года вся молодёжь ждала возвращения «назад в будущее»: самозастёгивающихся кроссовок Nike на каждом прилавке обувного магазина, гламурных футуристичных курток и головных уборов, но, по всем признакам покупка вышеперечисленных вещей откладывается ещё на пару лет, потому что в новом сезоне всё останется по-старому, рассказывает челябинский стилист Ксения Зимина:
«Одна главная тенденция, с учётом сложившейся экономической ситуации, — это, конечно, распространение базовой одежды, т. е. уходит гламур, декоративная часть: кружавчики и стразы. Остаются обычные стандартные вещи. Большую популярность набирает стиль нормкор — одна из веточек кризисного течения, в которой базой являются кроссовки, джинсы и футболки. И это то, что будет популярно ближайшие несколько лет. Масс—маркет сегмент вывел на рынок прошлые коллекции и минимальную часть новой коллекции, которая ушла на Запад. Мы будем жить в тех же трендах, которые были в 2014 году, потому что магазины будут сбывать то, что у них есть сейчас. Мы увидим всё те же неопреновые юбки, свитшоты и другие хипстерские тенденции 2014».
Новые западные тенденции, возможно, промелькнут где-то на улицах Челябинска, но ажиотажа не предвидится, потому что позволить себе подобную покупку сможет далеко не каждый.
Обновление есть
Но это не самая радостная новость для покупателя, потому что перемены произошли в сторону увеличения цен. Да-да, в новом году мы будем покупать старые коллекции по совершенно новой цене, которая ошеломляет даже специалистов.
«Для среднего класса цены подскочили на 15% ещё до Нового года, сейчас уже некоторые магазины подняли стоимость своих вещей на 50%. Очень это видно по новым коллекциям. Если раньше масс—маркет был поделён на 2 внегласных маленьких рынка: качественные вещи с претензией на какой-то тренд („ZARA“, „MANGO“), и более мелкие магазины местного рынка „befree“, „oоdji“, „cocept club“, то, что производится в коллоборации Россия-Китай (российские дизайнеры и китайское производство). Цены были низкие и у человека был выбор: купить футболку с классным принтом или обычную дешёвую футболку. Теперь пальто в „befree“ стоит практически столько же, сколько в „ZARA“. Новая коллекция сейчас стоит столько же, чего мы никогда не наблюдали», — рассказывает Ксения Зимина.
Желание соответствовать рынку заставило поднять цены до одного уровня, теперь перед покупателем все равны.
Конкуренция всё меньше
В таких условиях не выживают магазины, в которых цены превышают средний достаток покупателя. Человек, скорее, пойдёт туда, где когда-то видел низкие цены, надеясь на распродажу или просто на удачу, чем в торговую точку безнадёжно дорогую для него, поясняет эксперт.
«На территории России полностью закрылся „LoveRepublic“, „MEXX“, — говорит стилист. — Эти марки ушли во франшизные взаимодействия, раньше ими владели холдинги, а теперь, чтобы сохранить хоть какую-то долю сегмента, они ушли в частные владения. На сегодня мы не увидим таких марок как „Mascotte“, „Tom Farr“, и не предвидится открытия магазинов „Top Shop“, т. е. до Челябинска он не дойдёт».
Своя компания
Меньше всего модный кризис повлиял на бутики класса люкс. Они продолжают работать на аудиторию, которая может позволить себе покупку одежды за любые деньги:
«Такие бутики, как „ESCADA“ как работали на свою целевую аудиторию, так и будут продолжать в ней работать. Их постоянные покупатели — это те люди, которые не могут отказаться от одежды такого уровня, не могут себе позволить выйти из этого сегмента. Они обязаны по статусу, по положению в обществе одеваться таким образом», — резюмирует моя собеседница.
Тем же, кто не может позволить себе дорогие вещи в бутике, не стоит переживать, что они выпадют из модной обоймы. Самые известные кутюрье, такие как Vera Wang, Roberto Cavalli, Emilio Pucci, Valentino, Tommy Hilfiger предлагают нынешней весной одеваться в стиле нормкор, не отходя от традиций 2014 года, а он широко представлен во всех магзинах Челябинска. Впрочем, даже если денег не хватает на одежду среднего класса, то пора обратить внимание на стоковые магазины и на свои дизайнерские умения, запустив в городе индивидуальную «моду будущего».
Олеся Чумичёва
Фото: cosmo.com; snob.ru