«Это профессия с низким порогом входа и высокой зарплатой, поэтому многие не идут работать на более сложные для себя должности», — такое заявление сделала глава HeadHunter на Урале Оксана Сидлецкая. Позже компания скорректировала экспертное мнение. Курьеры серьезно повлияли на изменения в сфере подбора массового персонала, но это не главная причина.
«Ниша курьеров одна из самых простых для входа. В этих вакансиях, как правило, образование и опыт не требуются, нет ограничений по времени занятости, при этом простые и понятные задачи: забрать заказ, доставить. По этим причинам в сферу курьерской доставки часто переходят специалисты из других сфер с массовым наймом: из розничных продаж, логистики или рабочего персонала и общепита. Нельзя сказать, что именно курьеры провоцируют дефицит кадров. Нехватка людей — глобальная проблема, связанная, прежде всего, с демографией и сокращением населения. В таких условиях разные сферы начинают остро конкурировать за персонал, и часто в выигрыше оказываются те специальности, где нет жестких требований к навыкам, а зарплата при этом — на уровне. К таким относятся и курьеры»,— поясняет руководитель пресс-службы HeadHunter Урал Ольга Виноградова.
В профессию пришли многие, кто потерял работу и бизнес в пандемию. Это хороший вариант подработки в выходные и по вечерам. Особенно привлекательна работа в доставке для молодежи, которой важно, что можно регулировать свой график и совмещать с учебой.
«Работаю в компании „Л-пост“. Бывшее название — „Лабиринт“. Раньше мы воздели только книги. Сейчас переквалифицировались вообще на службу доставки, начиная от „Детского мира“, заканчивая „Мегамаркетом“. Работаю уже около четырех лет. Устроился я в эту компанию еще со времен коронавируса. Потом уходил, потом опять вернулся, потому что мне эта работа очень нравится. Она, можно сказать, свободная. Я могу успевать делать личные дела во время работы. Надо мной не стоит начальство. Я спокойно с утра загрузился и катаюсь по городу. График в основном 2/2, но если хочешь еще лишний денек поработать, можно попросить. Это обязательно оплатят дополнительно. Зарплата за смену примерно выходит 5000 рублей, зависит от того, куда я ездил, сколько доставил. В зарплату входит бензин, амортизация машины»,— рассказывает сотрудник курьерской службы доставки для юридических лиц «Л-пост» Захар Небесов.
Спрос в стране на сотрудников доставки в апреле 2024 года по сравнению с прошлым годом вырос на 20%, а средние предлагаемые зарплаты увеличились на 15%. Об этом свидетельствуют результаты исследования платформы «Авито работа» и СДЭКа. На текущий момент только на Южном Урале требуется около 6 тысяч курьеров. Сейчас заработная плата сотрудников доставки в Челябинске варьируется от 40 до 120 тысяч рублей.
Добавим, по данным Контрольно-счетной палаты Челябинской области, на начало апреля этого года приходится 9 200 безработных на почти 50 тысяч вакансий. При этом индекс напряженности составляет 0,24.