«Интересно, что предлагают приобрести что-нибудь коллегам чаще всего те, кто по роду основной деятельности тем же и занимается: в частности, это касается представителей сферы продажи. В то же время к любителям поторговать на рабочем месте можно отнести работников госслужбы, представителей сфер безопасности и туризма. Реже всего „грешат“ этим, как ни странно, маркетологи/рекламщики, строители и менеджеры высшего звена», — комментирует итоги исследования руководитель пресс-службы HeadHunter Урал Анастасия Найдёнова.
Дополнительная коммерческая деятельность по месту основной работы приносит прибавку к основному заработку в большинстве случаев в размере 5000 рублей в месяц, однако некоторым удается выгадать до 10 000 рублей, а кому-то и в 10 раз больше — 50 000 р.
Каждый четвертый «купец» признаётся, что заниматься подобным предпринимательством очень даже выгодно: коллеги проявляют куда больший интерес к их товарам, редко отказываются от планируемой покупки и почти не оставляют отрицательные отзывы.
Между тем, торговля на рабочем месте может плохо влиять на отношения в коллективе, комментирует руководитель практики трудовых отношений и кадрового делопроизводства консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Анна Лукина:
«Насколько удобно, если один из сотрудников сидит дома и вяжет перед телевизором носочки, а потом на работе коллегам их продаёт? От такой деятельности вроде как всем хорошо — всем тепло, и все здоровы. Если человек продаёт мясо, косметику, высок риск: что-то может понравиться, а что-то нет. В процессе могут возникать конфликты, не основанные на рабочих процессах, а исключительно межличностные, а межличностные отношения влияют на отношения в трудовом коллективе, хотим мы этого или нет. В идеале, конечно, если это серьёзная организация, которая решает серьёзные бизнес-вопросы, то в общем-то не совсем это уместно».
Эксперт отмечает, что если торговля в офисе действительно мешает рабочему процессу, можно запретить это локальными нормативными актами.