Южноуральские власти взялись за развитие туризма. Привлекать россиян и иностранцев планируют «умными» экскурсиями и природными красотами. Центры развития туризма уже действуют в Златоусте и Сатке. Специалисты готовы рассказать гостям Южного Урала о достопримечательностях края, объяснить, как туда добраться, какие экскурсии можно посетить и сколько это будет стоить.
План развития туризма в Челябинской области разработали специалисты из Златоуста. Они уверены, их городу есть, что показать гостям. Одних только оружейных производств здесь насчитывается около 60-ти. Некоторые из них проводят для туристов экскурсии. В компании «АиР» гости смогут увидеть, как работают кузнецы, а также самостоятельно выковать монету — счастливый «кузюк». На фабрике «Оружейникъ» туристов научат метать ножи, рассказывает гендиректор предприятия Владимир Васюхин:
«Туристы здесь 30–40 минут развлекаются. Энтузиасты могут за 15–20 минут обучиться навыкам метания ножей с нашим инструктором. Всё достаточно просто. Мы можем обучить людей разным методам метания».
На одной только оружейной фабрике бывает до тысячи туристов в месяц. А Златоустовский краеведческий музей — второй в регионе по посещаемости — принимает 70 тысяч человек ежегодно. В конце апреля в городе откроется парк имени Бажова со смотровой площадкой, выставочными павильонами и чайной. Всё это должны увидеть как можно больше людей, уверено руководство Златоуста, поэтому в области необходимо создать туристический кластер. Предполагается, что он объединит Златоуст и близлежащие города в «золотой пояс» Южного Урала.
«Рядом расположены города — Миасс, Сатка — они тоже очень интересны по своему содержанию, — говорит замглавы Златоустовского городского округа Марина Гусева. — Очень интересны природные памятники, памятники истории. И если приезжает человек на Южный Урал, наверное, ему будет интересно посмотреть не только Златоуст, но и то, что рядом. И вполне возможно, что эта поездка будет длиться не один день, а включать, может быть, двух-трёх-четырёхдневные туристические маршруты, которые позволят познакомиться с красотами Южного Урала. Причём, мы не хотим конкурировать со странами Западной Европы, где сегодня могут похвалиться своими пляжами. Мы предлагаем природный туризм, познавательный туризм. Такой, который позволяет думать, узнать что-то новое».
Руководство нацпарка Таганай подсчитало, что сегодня более половины путешествующих по Южному Уралу — жители Челябинска и только 10% — иностранцы. Чтобы туристов стало больше, необходимо развивать инфраструктуру: ремонтировать дороги, обустраивать кемпинги и стоянки. Челябинская область в этом серъёзно отстаёт от других регионов страны, отмечает директор регионального «Центра развития туризма» Виктор Ткачёв:
«Это не то что тенденция, просто в других субъектах России Центры развития туризма созданы и в областных центрах, и в муниципальных образованиях уже давно. Мы опоздали. У нас это решилось только в октябре, когда у губернатора утверждали Стратегию развития туризма, он принял решение, что будет сеть таких центров. Но за счёт муниципальных бюджетов. Пока на это решились только Златоуст и Сатка. Пока два города. То есть это не будет в каждом муниципалитете, но я думаю, было бы очень хорошо, если бы их было 7–8 в области».
По словам Ткачёва, создание туристического кластера поможет Челябинской области войти в федеральную программу развития внутреннего туризма и получить деньги на развитие инфраструктуры. Между тем, пока в том же Златоусте чистота улиц и состояние дорог оставляют желать лучшего. Когда именно город приведут в порядок, обустроят парковки для туристических автобусов и установят общественные туалеты, власти сказать не берутся.
Юлия Ткаченко