Заметный разрыв в отношении к вещам между юными жителями Челябинска и старшими горожанами выявил опрос, проведенный девелопером Level Group. Особое внимание в исследовании, которое предоставили сайту Bfm74.ru, уделили поколению Альфа. Это дети, рожденные после 2010 года.
Среди челябинцев из поколения Альфа наблюдаются противоречивые тенденции. Почти половина (49,8%) легко расстается с ненужными вещами. 23,3% часто сами просят родителей выбросить старые или сломанные предметы, а 21,5% без сожаления избавляются от сломанных игрушек.
Чуть более половины (50,2%) сохраняют эмоциональную привязанность к вещам. 24,7% любят хранить предметы «на память» и с трудом с ними расстаются, 15,1% ярко привязаны к определенным предметам, 9,6% регулярно приносят домой трендовые игрушки, которые быстро теряют актуальность. Лишь 5,5% осознанно избегают накопительства.
Старшее поколение демонстрирует иную картину. 29% хранят ненужные вещи, потому что жалко расставаться. 28% не выбрасывают хлам из‑за нехватки времени на разбор. 16% надеются, что вещи когда‑нибудь пригодятся. 13% регулярно избавляются от лишнего, а 15% утверждают, что вообще не покупают ненужное.
При этом накопительство чаще встречается среди мужчин: 76% хранят ненужные вещи, тогда как среди женщин таких 65%.
«Поколение X и миллениалы часто связывают вещи с чувством безопасности и стабильности. Они выросли в эпоху перемен — дефицита, экономических кризисов, когда „иметь“ означало „быть защищенным“. Для них вещи — способ удержать контроль. Зумеры и альфа выросли в цифровом мире, где ценность — в опыте, а не в обладании. Для них важнее легкость, мобильность и возможность выбора „здесь и сейчас“. Расставание с вещами для них — не потеря, а естественная часть движения вперед»,— объясняет разницу поколенческими особенностями клинический психолог Дарья Новикова.
Застройщики уже отреагировали на изменения в предпочтениях разных поколений. В частности, в новостройках обустраивают отдельные кладовые для хранения вещей. Делают комфортные холлы и небольшие квартиры, устанавливают и розетки для зарядки электромобилей.
Исследование показывает, как меняются потребительские привычки от поколения к поколению. Если старшее поколение склонно к накопительству из‑за эмоциональной привязанности или прагматичных соображений, то дети поколения Альфа чаще выбирают легкость и осознанное потребление.