«Я думаю, что будет ещё более сильное повторение ситуации 2008 года, когда рынок бизнес-образования сократился очень существенно, — говорит эксперт. — И в ближайшее время, на мой взгляд, предполагается такое же снижение рынка. Именно тренинговых проектов по продажам, личностному росту, потому что сейчас в связи с финансовыми трудностями, в связи со сложившейся политической ситуацией, конечно, будут многие компании снижать свои расходы и расходы в области обучения специалистов. Но ключевых специалистов всё равно будут обучать. Финансистов, бухгалтеров будут обучать, потому что это необходимо для компании».
В настоящее время большей популярностью у компаний пользуются краткосрочные программы. При этом один из главных критериев выбора тренинга — его эффективность, считает руководитель компании «Бизнес Вектор» Александр Биксандаев. По его мнению, в кризисный период единственное правильное вложение денег — это обучение сотрудников.
«По опыту того, как мы проводили мероприятия, в том числе в кризисные времена, спрос на обучение не падал, особенно когда тема очень актуальная, — рассказывает наш собеседник. — Если мы, например, проводим семинар по налогам по теме „Снижение налогов“ особенно во время кризиса, это актуально. Наши коллеги проводят семинары по продажам, и я знаю, что они набирают группы практически ежемесячно, группы довольно большие. То есть если тот продукт, который предоставляет обучающий центр, несёт определённую ценность и эта ценность измеримая, то люди будут вкладывать деньги. Не будут платить только за мишуру, которая не представляет ценности, но когда есть деньги, люди могут и за неё заплатить. А когда кризис, люди деньги считают очень хорошо. И они должны чётко видеть ценность, которую даёт тот продукт, который им предоставляют».
За снижением спроса на бизнес-образование эксперты прогнозируют падение цен на обучение, как это было в 2008 году. Тогда из кризиса бизнес-школам удалось выбраться за год. Как быстро оправится рынок на этот раз, специалисты сказать не берутся.
Юлия Ткаченко