Большая часть городского рынка маршрутных перевозок сейчас находится в тени. В Челябинске ежедневно в рейсы выходит 2246 маршруток, которые перевозят от полумиллиона до 650 тысяч человек в сутки. Мониторинг, проведённый региональным минстроем даёт такую статистику: сумма доходов в этом бизнесе в целом по рынку составляет от 3,5 до 6 млрд рублей в год. При этом сумма налогов, отчисляемых в бюджет, свидетельствует о том, что половина этих доходов просто нигде не учитывается.
Глава региона считает, что есть несколько способов решить эту проблему радикально: ранее им были даны поручения представителям некоммерческого партнёрства «Перевозчиков Челябинской области», которые не выполнены.
«Я будут собирать вас тут раз в квартал и слушать, что происходит, — говорит Борис Дубровский. — Если мы не найдём решения, если вы внутри себя не найдёте решения, если не выйдете из тени, я вас убеждаю, я вам гарантирую, мы это организуем по-другому. Мы вас выдавим с рынка по определению. В соответствии со всеми процедурами рыночной экономики. Я думаю, что нам нужно задуматься над тем, чтобы вернуть этот вид деятельности в лоно государства. Потому что, к сожалению, результаты очень негативные».
Большие объёмы не облагаемой налогом прибыли привлекают в эту сферу криминал, считают в областном правительстве. Как следствие, множество нарушений правил работы транспортных компаний, от чего страдают сами пассажиры. Единственная масштабная мера, предпринятая городскими властями для наведения порядка, — подсчёт пассажиропотока через проверку билетов.
Лучше бы правоохранительные органы работали по случаям нападений на легальных перевозчиков, предлагает директор транспортной компании «Альтранс» Алевтина Даутова. К тому же Дубровский несколько раз упомянул про аналогичную проблему в Магнитогорске, которую там решили, усилив работу полиции в этом направлении.
«Прежде всего, нужно навести порядок в самом маршрутном бизнесе. Убрать, самое главное, нелегальных перевозчиков, которые довели до такого состояния весь Челябинск, — говорит Алевтина Даутова. — Если люди будут работать по правилам, многие вопросы отпадут сами собой».
В ближайшие два года в Челябинске намерены увеличить долю перевозок муниципальным транспортом, приобретая новые автобусы, работающие на газу. Пока доля «муниципалов» на городском рынке пассажирских перевозок составляет всего 22%. Очередное контрольное совещание на тему работы маршрутных такси Дубровский проведёт в январе будущего года.
Татьяна Шабурова