Авторы закона предлагают изменить понятие «торговая сеть». Если сейчас так можно называть больше двух магазинов под общим названием, то предлагается считать сетью «совокупность десяти и более торговых объектов площадью не менее 50 квадратных метров каждый». В этом случае мелкие сети смогут пользоваться привилегиями небольших торговых точек.
На торговые сети закон накладывает ряд ограничений. Например, супермаркетам запрещено взимать плату за право поставки, требовать возмещение убытков в связи с утратой или повреждением товара. Также сетям нельзя заключать с поставщиками договоры комиссии, по которым можно сдавать нереализованный товар. Небольшим магазинчикам всё вышеперечисленное разрешено, рассказывает председатель некоммерческого партнёрства малого и среднего бизнеса Челябинска Ирина Плещёва:
«Мелким магазинам даётся право заключать не договор поставки, а договор комиссии. И взимать бонусы, плату за право поставки небольшой магазин теперь может, а крупный нет. Но на практике, конечно, мелким магазинам никто эти бонусы не выплачивает и никогда с ними договор комиссии не заключает. С другой стороны, маленький магазинчик не может от поставщика ничего потребовать, потому что для поставщика он принципиально не важен. А вот небольшая сеть из 8–9 магазинов уже может требовать и выплаты определённых бонусов, и заключения договора комиссии».
Между тем, по словам Плещёвой, несмотря на запрет, поставщики продолжают платить сетям бонусы и забирать у них непроданный товар. Единственная поправка, которая касается лишь понятия «торговая сеть», на рынке ничего не изменит, считает руководитель регионального отделения «Опоры России» Александр Калинин:
«На мой взгляд, это такая мера, которая особо сетям не страшна. И с другой стороны, сети же тоже предприниматели. И вопрос-то в том, что не всегда отсутствие сетей — во благо, то есть тут ещё идёт конкуренция технологий, кадров. Если бы такая проблема только в России была, мы могли бы сказать, что это несовершенство российского законодательства. Но на самом деле, во всех странах существует конфликт между малыми магазинчиками, семейными и сетями».
В небольших торговых сетях отмечают, что статус СЕТЬ больше важен для поставщиков, чем для покупателей. Если его лишиться, можно потерять поддержку производителей и распространителей, а это приведёт к росту цен, поясняет директор сети магазинов «Успех» Юлия Быстрова:
«Мы потеряем привилегии от поставщиков, то есть, если у меня, три магазина, и я с кем-то на договорной основе сижу, с кем-то на бонусах по итогам месяца. Меня смотрят как одно юридическое лицо, а объём берут с трёх магазинов. Соответственно, систему скидок, бонусную систему мы потеряем, потеряем договоры. Потому что от эксклюзивщиков мы имеем договор именно как сеть, а с единичным магазином не заключат такой договор».
В Госдуме говорят, что новый законопроект направлен в первую очередь на активизацию предпринимательской активности в мелкой торговле. Однако по мнению экспертов, нормативная система страны продолжает оставаться на стороне крупных сетей.