Проект высокоскоростной магистрали - сокращенно ВСМ - предусматривает строительство новой железной дороги протяженностью около 210 километров и создание сопутствующей инфраструктуры. В частности - четырех промежуточных станций с вокзалами. Это аэропорт Баландино, Снежинск, Сысерть и аэропорт Кольцово. Развитием проекта занимается специально созданное хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль». В него вошли Челябинская и Свердловская области, а также группа ЧТПЗ и инвестгруппа «РВМ капитал». Хозпартнерство разрабатывает концессионное соглашение по созданию ВСМ, параллельно ищет инвесторов проекта.
«На сегодняшний момент у нас есть текущие участники хозяйственного партнерства, которые финансируют текущую деятельность по подготовке проекта. Безусловно, эти участники они не смогут профинансировать полностью реализацию этого проекта, поэтому мы сейчас ведем активную работу по привлечению крупных инвесторов российских и зарубежных. У нас есть достаточное количество тех компаний, с которыми мы ведем на сегодняшний момент переговоры. Времени у нас еще достаточное количество. Соответственно, большие деньги нам нужны будут в 2021 году, когда мы начнем строительство. У нас есть еще минимум год для того, чтобы договориться с инвестором о привлечении частного капитала для строительства магистрали», - говорит гендиректор «Уральской скоростной магистрали» Сергей Бревнов.
Условия концессионного соглашения будут определены до конца сентября. Два года потребуется на проектирование магистрали, а ее строительство власти предполагают закончить к 2024-му году. Сами работы по прокладке железнодорожного полотна можно выполнить достаточно быстро, - говорит гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.
«Перекладка путей не должна занять большое время. Москва - Питер, по сути, сделали где-то за 2 года. Я думаю, что Челябинск - Екатеринбург с учетом наработанной практики можно сделать месяцев за 8 -12. Это в целом не большая проблема с точки зрения РЖД и его подрядчиков. Плюс РЖД, естественно, стремится расширить количество услуг. Это усиливает понимание того, что мы живем в одной стране. Мы перемещаемся - это самое главное. Просто ездить друг к другу, бизнесом заниматься активнее и быстрее. Когда для тебя это не морока с машиной - 300 километров по не самой хорошей дороге, а это просто сел в трамвай, час проехал и вернулся», - отмечает Алексей Безбородов.
По ВСМ добраться из Челябинска в Екатеринбург можно будет за 1 час 10 минут. В будущем новая железная дорога Челябинск - Екатеринбург станет частью высокоскоростной магистрали Москва-Пекин. А это значит, что Китай и Казахстан, через который также может пройти ВСМ, станут для нашего региона ближе и доступнее.
«Распоряжение правительства о строительстве ВСМ Челябинск-Екатеринбург, на мой взгляд, ставит крест на Оренбурге и существенно повышает шансы Челябинска на включение в этот сухопутный коридор - «Один пояс-один путь» из Китая в Европу и есть высокие шансы, что этот коридор пройдет все-таки через Казахстан и вход его будет через Челябинск. Причем это не очень выгодно Екатеринбургу, а гораздо выгоднее Челябинску. Потому что Екатеринбург является на сегодняшний день логистическими центром всего Уральского региона. Благодаря ВСМ, подключение к этому логистическому потенциалу еще и Челябинска - это не очень здорово для Екатеринбурга», - отмечает руководитель компании Yellowstone Development Денис Ни.
Стоимость строительства ВСМ оценивается в 360 миллиардов рублей. Какую часть суммы вложит государство, какую - частные инвесторы, пока неизвестно.