Банкротства «Идеал-Тура», «Капитал Тура», турфирмы «Нева» на челябинских туристах серьёзным образом не отразились. Однако, когда в начале августа о приостановке своей деятельности заявил туроператор «Лабиринт», с проблемами уже типичными для жителей Москвы и Петербурга познакомились и челябинские туристы.
За границей в тот момент находились около 1000 южноуральцев, все они вернулись домой, но с задержками, кому-то пришлось ещё раз оплатить проживание в отелях или дорогу домой. Сейчас эти деньги туристы попытаются вернуть через страховую компанию, где в нынешнюю пятницу был последний день приёма документов от пострадавших.
«В конце дня мы прикинем пропорциональную выплату, но могу сказать по своей компании — заявлено ущерба по России на сумму около двух миллиардов рублей, — говорит руководитель отдела по урегулированию убытков страховой компании „ВСК“ в Челябинске Людмила Сапрыко-Чернявская. — Отдельно по Челябинской области подсчитывает всё головная компания, потому что все суммы разные: кто-то совсем не выехал, кто-то частично отдохнул, у кого-то перелёт получился за свой счёт, кто-то доплачивал за проживание в гостинице».
Между тем ответственность «Лабиринта» была застрахована всего на 120 миллионов рублей. Размер компенсации, судя по соотношению сумм, устроит не всех клиентов компании. Несколько десятков туристов из Челябинска намерены обратиться в суд.
«Независимо от возмещения страховой компании, где была застрахована гражданская ответственность туроператора „Лабиринт“, всем нашим пострадавшим туристам мы предложили требовать возврата денежных средств от туроператора через суд. Соответственно, расходы на услуги юристов и адвокатов наша компания берёт на себя. На вчерашний день было собрано 54 папки с документами от туристов», — рассказала директор по маркетингу туристической компании «Дан» Ксения Петрова.
Сколько челябинцев воспользовались туристическими предложениями «Лабиринта», пока неизвестно. Компания широко использовала раннее бронирование, поэтому не исключено, что тех, кто вообще не отдохнул, гораздо больше. На туристическом рынке и так наблюдается заметный спад в связи с объективными экономическими причинами. Ситуация с «Лабиринтом» челябинцев серьёзно напугала, признаётся директор туристической компании «Улыбка» Елизавета Сирота:
«Несмотря на то, что летний сезон ещё продолжается, спад наблюдается очень большой. Клиенты, когда заходят в офис, первое, что спрашивают — работаете ли вы с крепкими, хорошими туроператорами? Но ведь и „Лабиринт“ был надёжным партнёром, и для всех это было шоком. Поэтому на данный момент давать личную оценку каким-то туроператорам практически невозможно».
Выплаты пострадавшим клиентам «Лабиринта» начнутся с 4—5 сентября, в зависимости от даты подачи заявления в страховую компанию. Рассчитывать челябинским туристам, по предварительным данным, стоит на 6–10% от заявленной суммы ущерба.
Татьяна Шабурова