Экскурсия по транспортному предприятию заняла около часа, еще 2,5 часа после нее чиновники совещались за закрытыми дверями. Главный итог — проблем в городском транспорте много, как их решать — непонятно. «Мы не знаем, какое количество, какой техники необходимо городу и какая маршрутная сеть должна быть» — так охарактеризовал положение дел врио губернатора Алексей Текслер. И дал поручение — создать комплексный план развития пассажирских перевозок. На это у городских властей и профильных вице-губернаторов есть две недели.
Между тем проблема эта существует уже много лет. Сейчас расстановка сил такова. Общий пассажиропоток в Челябинске по всем видам транспорта составляет почти 230 миллионов человек в год. Автобусы, трамваи и троллейбусы перевозят меньше трети пассажиров. Остальные ездят на легальных маршрутных такси. Еще часть горожан перевозят незаконные транспортные компании, причем их почти в 10 раз больше, чем тех, что официально зарегистрированы.
«Сегодня мы имеем крайне низкий уровень развития общественного транспорта в городе-миллионнике с достаточно активной мобильной агломерацией. И это, конечно, не может нас удовлетворять. Готового решения в настоящий момент нет. Есть дорожные карты, минэкономразвития предлагает, город пока не соглашается, в общем, идет своя история, но комплексного плана нет. Что касается городских автобусов, их крайне мало, и автобусы достаточно старые, которые не закрывают весь объем маршрутов. Техники автобусной муниципальной нужно в два раза больше, просто для того, чтобы соблюдать график», — говорит Алексей Текслер.
Власти планируют до конца года закупить 65 автобусов, но и это проблему не решит. Чтобы в полном объеме закрыть маршруты и решить вопрос с нелегалами требуется около 850 автобусов разного класса. Что касается электротранспорта, то его количества пока хватает — сейчас у «ЧелябГЭТа» более 300 трамваев, из которых на линию выходит только 190. Причем пассажиров в них мало и из-за высокой конкуренции с маршрутками транспорт работает в убыток. Долг предприятия превысил 1 миллиард 800 миллионов рублей. Если «ЧелябГЭТ» не расплатится с кредиторами, троллейбусы и трамваи могут просто уйти с молотка. Чтобы исправить ситуацию директор предприятия Александр Павлюченко предложил глобально обновить транспорт и инфраструктуру.
«У меня экономический расчет сделан на 11 миллиардов. Это вся инфраструктура, и тяговые подстанции, и контактная сеть, и рельсы. Некоторые рельсы у нас просто разваливаются, их нужно менять, целые участки. Что такое скоростной трамвай? Это тот трамвай, который имеет выделенную полосу и хорошие трамвайные пути. Если это будет, у нас средняя скорость будет 40 км/ч. Это высокая скорость по отношению к трамваям. При этом я могу тут же обосновать возврат этих денег. Нам для того, чтобы вернуть эти деньги нужно, чтобы один вагон, или трамвай, или троллейбус, перевозил 68 пассажиров в одном рейсе. И тогда мы эти миллиарды вернем ориентировочно за 10 лет. Сейчас мы возим порядка 40 пассажиров», — рассказал Павлюченко.
В 11 миллиардов также входит капитальный ремонт 50 единиц состава и закуп 200 новых троллейбусов и трамваев. Глава региона Алексей Текслер дал задание составить более подробную смету, но добавил, что начинать модернизацию надо с инфраструктуры: низкопольные трамваи с такими рельсами как в Челябинске покупать бессмысленно. Также врио губернатора отметил, что многие города из-за дороговизны сетей отказываются от троллейбусов. Такую возможность тоже надо рассмотреть в плане комплексного развития транспорта, который, напомним, чиновники должны представить врио губернатора через две недели.