Снег с челябинских дорог собрал и отвез в лабораторию депутат Госдумы Владимир Бурматов. Химики провели исследования и обнаружили в снежной массе натрий, магний, алюминий, серу, хлор, фосфор, железо и другие элементы. Кроме того, зафиксировано превышение по солям, в частности по концентрации сульфатов. А они, по словам экспертов, негативно влияют на экологию: из-за солей рано желтеют листва и трава, они вызывают у аллергиков обострение. А собаки, гуляя по снегу, посыпанному солью, получают химические ожоги — так утверждают владельцы животных. Наиболее опасные места по результатам исследования — это улицы Братьев Кашириных, Кирова, проспекты Ленина и Свердловский. Меньше всего солей содержит снег, собранный на проспекте Победы.
«Нам очень долго дорожники и коммунальщики рассказывали, что те химические смеси, которые они используют для посыпки и поливки дорог, безвредны. Поэтому мы решили произвести забор того снега, который образуется на дорогах после смешивания с этими реагентами и отдать его в лабораторию. Первое, что произошло в лаборатории, — у них зашкалили солимеры, то есть, те приборы, которые измеряют концентрацию соли в воде. На такие концентрации солимеры в лабораторных условиях оказались не рассчитаны. В тех веществах, которые нашлись на дороге, 10 химических элементов из таблицы Менделеева. Там в разы превышены концентрации сульфатов, есть присутствие серы», — говорит Бурматов.
В компании «Южуралмост», которая занимается содержанием челябинских дорог, по-прежнему настаивают, что их противогололедная смесь дополнительных реагентов не содержит. Кроме того, сомнения вызывает методика проведенного исследования.
«Проводилось не исследование противогололедного материала, а исследование снега, собранного вдоль дорог, поэтому это совершенно разные вещи. В снеге вдоль дорог может быть все, что угодно. Мы используем двухкомпонентную смесь, это соль, поваренная NaCl, которая в процессе распределения на проезжую часть смачивается раствором CaCl. Все, у нас только два компонента. На все компоненты у нас есть паспорта безопасности, они соответствуют ГОСТам», — говорит пресс-секретарь компании Анна Колонтаева.
На способ взятия проб обратили внимание также самарские и екатеринбургские специалисты. Кроме того, они отметили, что добавлять реагенты в противогололедную смесь нелогично. Единственное объяснение появившимся в снегу элементам, если не брать в расчет транспорт, — это покупка более дешевой категории галита, то есть кристаллической поваренной соли. Возможно, она уже изначально содержала примеси.
«Дешевле всего для них просто NaCl сыпать, и просто разбавлять, допустим, мраморной либо гранитной крошкой. Дополнительные элементы по инициативе дорожников туда вряд ли попасть могут. И по инициативе продающих дорожникам тоже вряд ли, потому что для них это будет просто удорожание. У нас галит трех категорий бывает. Высшая категория — это содержание 98%. Категория вторая у нас 93%. 5% наполняются прочими веществами. А так как веществ больше десятка, и некоторые из них на уровне погрешности, то вероятность того, что оно может быть в 2−3 раза увеличено у первой и крайней категории», — рассуждает управляющий компании «Оптима Сервис Регион» Евгений Лавренюк.
Добавим, что Владимир Бурматов намерен на текущей неделе встретиться с и.о. главы Челябинска Владимиром Елистратовым, ознакомить его с результатами исследования. А заодно предложить руководству города перейти на механическую уборку улиц и вернуться к использованию песко-соляной противогололедной смеси, от которой отказались несколько лет назад из-за жалоб на пыль.