«Русский импрессионизм» — сомнительный термин, поскольку не ясно, было ли такое явление как импрессионизм на русской почве. Во всяком случае, в Российской империи и СССР было немало мастеров, работавших в этой технике, хотя их творчество сильно отличается от импрессионизма на Западе.
Главное отличие — интерес именно к сельской природе, диким необжитым местам, в отличие от более «городского» французского импрессионизма, который часто демонстрировал черты жизни людей во времена «Прекрасной эпохи» (пикники, катания на лодке, улицы, сверкающую рекламу и исторические здания). И, конечно же, в русском импрессионизме было то особенное, живое и неприукрашенное чувство природы, свойственное русскому реализму передвижников. Именно из реализма и вырос русский импрессионизм, и цели у него были не столько в области формы.
Русские художники, Илья Глазунов, Николай Ге, Алексей Венецианов гораздо меньше интересовались атмосферой и светом. Многие из деятелей русского импрессионизма не так известны в России, как реалисты. О некоторых со временем забыли. Но это ничего не говорит об их мастерстве и таланте.
Станислав Юлианович Жуковский
Станислав Жуковский родился в польской семье. И практически сразу после рождения сына семью постигло несчастье. После неудавшегося восстания в Польше семья была выселена из имения, хотя и никакого участия в борьбе за независимость от России не принимала. Жуковские были вынуждены арендовать собственное имение, и для мальчика это было большим ударом. Тема дома, уютного, солнечного, всю жизнь будет основной в его творчестве. Чаще всего комнаты на его картинах — органичная часть окружающего мира, через выразительные окна можно увидеть уголки природы.
Также, как художник Поленов и писатель Бунин, Жуковский воспевал старую дворянскую Россию и уходящий в прошлое быт. Есть у него и полотно со старинной полуразрушенной усадьбой в ночи. Одна из самых выразительных его картин — «Осенняя терраса». Рассматривая её, зритель буквально погружается в осеннюю свежесть: вообще воздух и свет на всех картинах Жуковского удивительно живые, а краски — самые «мажорные». В них нет и намёка на старую русскую пейзажную живопись Саврасова и Воробьёва, отличавшуюся строгой монохромностью. Участь художника была трагична. После Революции он уехал на родину, в Польшу, и там сгинул во время войны в немецком концлагере.
Витольд Бялыницкий-Бируля
Бялыницкий-Бируля был одним из последних передвижников. Родившись в Беларуси, он всю жизнь посвятил изображению красот своей малой родины. В отличие от Шишкина, для которого природа была нерушимой и стабильной, Витольд был увлечён изменениями в природе, порой едва уловимыми. К примеру, на одном из его полотен изображены лес и река на исходе зимы (название соответствующее — «Весной повеяло»). Ещё снег лежит на земле, но приближение весны передаёт неуловимый тёплый пар, влажная атмосфера. На другой картине — снега на берегу реки. И снова — переходное состояние от начала таяния снегов — к цветущей весне. Все краски и пятна обобщены, но и обобщённые формы способны передать мелкие цветы у воды и тонкие молодые листья на деревьях.
Грабарь
Грабаря по-настоящему интересовало лишь одно время года. Он говорил, что для него с таянием снегов природа становится блёклой и неинтересной. Однако у него есть и летние, осенние и весенние пейзажи. Первое, что замечаешь при взгляде на его шедевры, посвящённые любимому времени года — разнообразную игру снега: где-то синие оттенки, гармонирующие с небом, где-то — рыхлая поверхность снежного покрова, переданная рельефными мазками, а где-то и проступающая из-под снега бежевая, ещё не живая земля. Одна из его знаковых работ — березовая аллея. На картине аллея ещё только освобождается от снега, и ещё ничто не цветёт.
Пименов
Художника Пименова часто обвиняют в приукрашивании действительности, ведь значительная часть его творчества пришлась на времена сталинского соцреализма. Но среди жизнерадостного обмана есть и работы, выражающие большую человеческую правду. Он творил в те времена, когда заниматься импрессионизмом, как и любым модернизмом, уже было опасно. И, тем не менее, в Союзе художников в те времена были и великие импрессионисты, которые не изменяли своей манере, даже когда нигде в мире импрессионизма уже не было.
У Пименова хорошо получалось передать атмосферу ранней весны, когда на земле ещё царит хаос после таяния снега, но уже светло, и пейзажи приобретают оптимистические нотки. Многие из его картин тихи и сдержаны по колориту. Это картины с дождём, неспешными и не всегда приятными разговорами близких людей. Но есть и яркие моменты (модницы, афиши, портрет юной продавщицы цветов, свадьба).
Отличие русского импрессионизма ещё и в том, что для Моне и Ренуара импрессионизм был стилем жизни, а для многих русских художников — лишь красивым эпизодом. Через импрессионизм прошли Бакшеев, Серов, элементы, похожие на проявления этого стиля, можно найти и у Левитана, и у разных художников импрессионизм был разный по теме и даже настроению. Но русский импрессионизм для всех был проявлением живого интереса к природе того места, в котором они родились и выросли и которое полюбили.
Источник: https://topkartin.ru