Мошенники стараются проникнуть в квартиру под любым предлогом, зачастую «втираясь» в доверие к людям. В итоге граждане лишаются денег, покупая совершенно ненужные вещи или небезопасные и некачественные товары. Это могут быть косметика, медицинские приборы, бытовая техника, БАДы, фильтры для очистки воды, посуда. Нередко злоумышленники приходят, чтобы якобы заменить и поверить приборы учета воды, электроэнергии и т.п. Бывает, что мошенники представляются работниками министерств и ведомств, а целью визита называют предоставление некой адресной госпомощи.
Чтобы обезопасить себя и своих близких и не стать жертвой обмана, Роспотребнадзор рекомендует придерживаться нескольких простых правил.
1. Бережно относитесь к документам. Не отдавайте в руки чужим людям паспорт, никогда никому не называйте пин-код банковской карты и трехзначный номер на ее обратной стороне.
2. Не перезванивайте по указанному в смс-сообщении номеру, где сказано о блокировке карты или списании денег. Чтобы узнать об операциях, можно позвонить по номеру, указанному на карте, сходить в банк или запросить информацию через банкомат, онлайн-банк.
3. При заполнении анкеты или опросного листа нужно внимательно изучить их содержание. Перед подписанием каких-либо бумаг нужно прочитать их, а в случае появления вопросов — связаться с родными.
4. Следует с осторожностью покупать у представителей компаний, занимающихся сетевым маркетингом, какую-либо продукцию и мелкую бытовую технику. Товары, как правило, продаются по завышенной цене, а качество может не соответствовать требованиям. При посещении бесплатных и пробных косметологических услуг, способных «решить все проблемы», не нужно торопиться заключать кредитные договоры для оплаты следующих сеансов. Подписание подобных документов может оставить человека фактически без копейки.
Прежде чем покупать товар или получать услугу Роспотребнадзор советует подумать о необходимости этого, прочитать инструкцию и все документы, потребовать продемонстрировать работу изделия, посоветоваться с сотрудниками компетентных организаций и с родными и близкими. Если же договор с недобросовестными продавцами или исполнителями услуг все же был заключен, для защиты своих прав можно обратиться в Роспотребнадзор.
Горячая линия по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг: 8 800−100−29−26.