Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
100.22 +0.19 105.81 +0.08
Организация питания на предприятии

Если на вашем предприятии остро встал вопрос организации питания для сотрудников и вы не хотите лишний раз рисковать своими нервами, деньгами и временем, экспериментируя с форматами, а желаете получить готовое работающее решение, то эта статья именно для вас.

В первую очередь хочется предостеречь вас от самостоятельной организации столовой полного цикла. Даже если вы всегда хотели стать ресторатором или хорошо разбираетесь в кулинарии, но ваша текущая деятельность никак не связана с общественным питанием, подумайте сто раз стоит ли в это ввязываться. Найм специализированного персонала, организация технологических процессов, разработка меню и технологических карт, покупка и внедрение специального ПО, поиск поставщиков, учет и сертификация продукции, организация рабочих пространств, учет и ведение дополнительного персонала и бухгалтерии и еще много-много чего непрофильного вам придется взвалить на свои плечи. Не лучше ли довериться профессионалам и отдать это всё на аутсорсинг?

Давайте рассмотрим три способа, как можно организовать питание на своем предприятии. Принципиальной отличительной чертой этих вариантов является наличие, размер и возможности столового помещения.

Если у вас есть полноценное помещение под столовую с производственной, складской и гостевой зоной

Самым логичным будет сдавать это помещение в аренду, таким образом вы сможете извлечь дополнительный доход. Казалось бы, все просто, но есть нюансы. Вашему потенциальному арендатору данное помещение нужно в первую очередь для извлечения прибыли, поэтому будет разумным создать такие условия, которые позволят ему данной цели достичь. В данном случае очень наглядно работает стратегия «win-win». Если арендатор будет нести убытки или работать в ноль, ждите повышения стоимости обедов, ухудшения качества продукции, задержки с оплатой аренды и других неприятностей. В конечном итоге все будут недовольны, и вы, и арендатор, и ваши работники. Поэтому давайте перечислим, какие основные факторы повысят вашу привлекательность в глазах потенциального арендатора и благоприятно скажутся на вашем сотрудничестве:

  1. Дотация питания сотрудников вашего предприятия. Когда работнику хотя бы частично оплачивают обед, он обязательно придет в столовую, а это в свою очередь благоприятно скажется на выручке столовой. Тут придется внедрять талоны или электронную систему учета обедающих сотрудников;

  2. Высокая численность сотрудников вашего предприятия. Тут всё понятно — чем больше людей у вас трудится, тем больше ходит в столовую, тем выше её выручка;

  3. Вход для посетителей с улицы. Данный фактор позволяет привлекать дополнительный поток посетителей, что также ведет к росту выручки;

  4. Низкая арендная плата или полное её отсутствие (да-да, иногда арендатор платит только за потребленные электричество и воду, такое редко, но бывает);

  5. Наличие столового оборудования и инвентаря. Для арендатора это сокращение вложений в запуск производства;

  6. Лояльный контрольно-пропускной режим. Иногда на предприятие бывает очень трудно попасть не то что поставщикам продукции, но и работникам столовой. Данный фактор в принципе исключает возможность нормальной работы. Плюс нередко, чтобы поднять выручку, предприятия общепита занимаются доставкой своей продукции сторонним организациям и физлицам, а это предполагает постоянное курсирование курьеров. Жесткий контрольно-пропускной режим способен осложнить или полностью исключить возможность доставки.

организация столовой на предприятии

Если у вас на предприятии есть просторное помещение для приема пищи, но отсутствуют производственные и складские зоны

В данном случае рекомендуем организовать буфет. Буфет представляет собой относительно небольшую зону раздачи готовой продукции. В буфете работают 1–2 сотрудника, в чьи обязанности входит реализация еды и сопутствующих товаров, а также обеспечение чистоты и порядка в столовом помещении. Основным отличием буфета от столовой является отсутствие производства на месте, вся продукция уже готовая подвозится по мере необходимости. В организации буфета есть свои нюансы:

  1. Часто за аренду буфета не берется арендная плата. Дело в том, проходимость буфета по объективным причинам меньше проходимости столовой, соответственно, выручка меньше. При таких оборотах арендная плата сводит на нет рентабельность точки;

  2. Буфет значительно проще в организации, нежели производство полного цикла, поэтому требует меньших вложений на старте. Данный фактор позволяет расширить аудиторию поиска потенциального арендатора;

  3. При организации буфета намного проще обстоят дела с контрольно-пропускным режимом, т. к. количество сотрудников арендатора, требующих пропуск, куда меньше, чем при работе столовой. Плюс отсутствует поток поставщиков продуктов, который может достигать нескольких десятков машин в день (что создает дополнительную нагрузку на службу безопасности вашего предприятия);

  4. Если вы дотируете питание своих сотрудников, с буфетом также просто организовать талонную систему, как и со столовой;

  5. Буфет имеет ограничения по количеству посетителей т. к. территория обеденной зоны меньше, чем у столовой, плюс количество готовой продукции в наличии также ограничено. Если в столовой полного цикла всегда можно что-нибудь по-быстрому приготовить, то буфету требуется ждать, когда подвезут новую партию. Дополнительным ограничением посещаемости является то, что сотрудникам буфета приходится следить за чистотой в зале: вытирать столы, уносить разносы, мыть посуду и т. д., в час пик им бывает очень сложно все успевать.

организация буфета на предприятии

Если у вас небольшое помещение для приема пищи или оно отсутствует вовсе

Если нет возможности организовать полноценную столовую или буфет, но кормить сотрудников надо, остается единственный вариант — доставка готовых обедов в офис. И здесь есть несколько коренных отличий от модели питания в столовой и буфете:

  • Отсутствие возможности сиюминутного выбора блюда для желающего перекусить. Заказ приходится делать заранее и иногда текущие желания не совпадают с желаниями из недавнего прошлого;

  • Приходится принимать пищу из пластиковой и не очень удобной тары. Куда приятнее использовать для этих целей обычную тарелку. Данный пункт также не имеет серьезных негативных эффектов, по началу бывает непривычно, но по прошествии некоторого времени для людей это становится нормой;

  • Пищу приходится подогревать в микроволновке т. к. за время доставки она успевает остыть. Иногда около микроволновки выстраивается очередь из сотрудников. Данная проблема решается покупкой дополнительной микроволновки, а иногда поставщики готовы предоставить её в безвозмездное пользование;

  • Можно вообще не иметь помещения для приема пищи. Сотрудники могут обедать непосредственно на своем рабочем месте, увы, но иногда другого выхода просто нет.

В остальном серьезных отличий нет. Правда опять же есть свои нюансы:

  1. Очень важно то, каким образом осуществляется процесс формирования и ведения заявок на питание. Обратите внимание, какое ПО используется, на сколько оно позволяет контролировать количество заказанных каждым сотрудником порций, суммы общие и по каждому сотруднику в отдельности, на сколько вашим сотрудникам понятен и удобен интерфейс. Если потенциальный поставщик предлагает в качестве основного инструмента взаимодействия экселевский файл, который надо сначала где-то скачивать или получать на почту, потом рассылать сотрудникам, потом получать от сотрудников обратно, после чего отправлять поставщику, десять раз подумайте, не усложните ли вы жизнь своим подчиненным. В нашу цифровую эпоху все взаимодействие должно осуществляться онлайн;

  2. Если вы дотируете питание своих сотрудников, очень важно, чтобы ПО поставщика позволяло учитывать данный факт и показывать, на сколько тот или иной сотрудник отклонился от выделенных ему средств. По сути, такой функционал является эквивалентом талонной системы;

  3. Осуществление обратной связи — очень важная составляющая стабильного качества продукции. Если в столовой или буфете любой пообедавший может подойти к продавцу и сделать замечание по поводу вкусовых качеств блюд, то при доставке готовых обедов зачастую потребитель не знает как выразить свое недовольство или похвалу. Тут важно обратить внимание на отношение поставщика к вопросу получения обратной связи. Адекватный поставщик будет всеми возможными способами доносить информацию о существующих каналах (важно, чтобы эти каналы были доступны всем потребителям), закладывать такую возможность в ПО, через которое осуществляется взаимодействие;

  4. Очень часто компании, осуществляющие доставку, не балуют своих клиентов разнообразием блюд. Поэтому обязательно уточните заранее, на какие блюда вам стоит рассчитывать;

  5. Иногда блюда на вынос готовят в неприспособленных помещениях некомпетентные люди (даже не повара). Да простят нас коллеги, но это правда. Раньше вообще на этом рынке господствовали бабушки, живущие неподалеку. Они готовили обеды на своей кухне, а дети или внуки занимались доставкой и продвижением. Даже сейчас это не редкость, поэтому советуем вам тщательно проверить своего поставщика, запросите копии уставных документов, ТУ на продукцию, посетите помещение, в котором он готовит продукцию.

доставка комплексных обедов

Надеемся, что наша статья поможет вам в выборе модели корпоративного питания. Конечно, многого мы не написали, в данной сфере, как, впрочем, и в любой другой, очень много тонкостей, на описание которых требуется куда более вместительный формат, нежели страница в уважаемом интернет-издании. Если ваша компания находится в Челябинске и вам требуется подробная консультация по вопросам корпоративного питания, можете позвонить на номер (351) 2-777-300 или зайти на наш сайт https://zo74.ru и оставить заявку на звонок. Наш специалист обязательно поможет вам! Наша компания ООО «Закажи Обед» с 2012 года успешно трудится в сфере общественного питания. В нашем арсенале есть все вышеописанные методы, от организации столовой полного цикла до доставки обедов в офис. Успехов!

Директор ООО «Закажи Обед», Романов В.

Фото: ngrinko.com, zo74.ru
Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE

Читайте на 1obl.ru

В эфире ОТВ