Губернатор Челябинской области Борис Дубровский попросил министра природных ресурсов и экологии России Дмитрия Кобылкина ускорить финансирование строительства Долгобродского тракта. Изначально средства должны были поступить только в 2020 году, но глава региона предложил направить 1 млрд рублей уже в следующем.
«Донесли мы необходимость ускорить строительства Долгобродского тракта для целей снижения рисков потери уровня воды в нашем основном питьевом источнике челябинской агломерации. И, собственно, показывал Дмитрию Николаевичу состояние Миасса в городе, он это увидел, что это реально больше похоже на болото между мостами, и то, что необходимо сделать все, чтобы было организовано течение, проток активный. Он все понял, дал поручение. Наша задача закончить все работы в 2019 — начале 2020 года, начать уже подпитку, активные сбросы с Шершневской плотины, чтобы Миасс пошел. До этого надо его почистить нашими средствами», — рассказал Дубровский.
40-километровый Долгобродский канал соединит одноименное водохранилище с Кыштымским, откуда вода попадает в Аргази, которое, в свою очередь, наполняет Шершни — основной питьевой источник Челябинска, Копейска, Коркино, Еманжелинска и Сосновского района. По завершении работ уровень воды в Миассе возрастет. Эта подпитка, во-первых, вымоет из Миасса и Шершней часть ила, из-за которого челябинцы почти каждое лето наблюдают массовый мор рыбы. А во-вторых, обеспечит водой дефицитную в этом направлении области. Сейчас челябинская агломерация потребляет до 11 кубометров воды в секунду. Река Миасс нужным объемом ресурсов не обладает, отмечает замруководителя Нижне-Обского бассейнового водного управления по Челябинской области Владимир Середа.
«Эти 11 метров кубических в секунду Миасс отдать не может. Для этого построено Шершневское и Аргазинское водохранилища. Для того, чтобы накопить воду, и в течение нескольких лет использовать. Но в случае наступления маловодных лет, когда атмосферная влага не поступает, не восполняет запасы в реке и водохранилищах, мы используем накопленную. И такой период, когда мы использовали всю накопленную воду, был в 1975 году, и на грани в 2010 году. А учитывая, что все-таки объекты экономики развиваются, и численность населения Челябинской агломерации увеличилось. Вот для того, чтобы этот дефицит перекрыть и строится канал. Это дополнительные еще 100 миллионов, это почти треть годового водопотребления», — пояснил Середа.
Строительство водного тракта началось еще в конце 80-х. Поводом стала сильнейшая засуха 1975−1976 годов, когда для обеспечения Челябинска водой пришлось перекачивать ресурсы из озера Увильды. Уровень воды в нем тогда понизился на 4 метра, что грозило экологической катастрофой. Затем кризис повторился в 1997—1998 годах. Сейчас канал, строительство которого неоднократно прерывалось, можно использовать. Однако из-за большого числа протечек примерно треть воды просто не дойдет до Аргазей. Чтобы исключить потери, необходимо вновь отстроить 21 километр тракта.