Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
BRENT $51.99 +0.16
60.19 +0.26 70.75 +0.48



Аудиторский рынок двигается в сторону стагнации, отмечают эксперты. Об этом говорят и отчёты: прирост выручки за прошлый год не превысил 10%, тогда как в 2012 году он составлял 11%, а в 2011 - даже 14%. Почему так происходит? Чего ожидать аудиторским компаниям и их клиентам в ближайшее время? Ситуацию проанализировал эксперт БФМ74,  директор аудиторской компании «Листик и партнёры» Дмитрий Лукьянов.




В последнее время эксперты часто говорят о демпинге на аудиторском рынке. Якобы сейчас много продавцов и мало покупателей, потому цена на услуги снижается. Действительно, количество аудиторских компаний очень велико, в одном Челябинске их около сотни, на всех сложно найти клиентов, готовых платить за аудиторские заключения большие деньги. Однако, на мой взгляд, демпинга в настоящее время нет. В сфере сложились рыночные отношения: клиент платит столько, сколько просит продавец. И в силу того, что предприятие не хочет платить много, а есть масса фирм, которые предлагают свои услуги чуть ли не за бесплатно, формируется такой уровень цен, который не приемлем для компаний, которые хотят продавать аудит дороже. Получается, на рынке есть дорогой, качественный продукт и аудит дешёвый. Но как и на любом другом рынке неправильно будет утверждать, что цена всегда прямо пропорциональна качеству.




Законодатели стремятся уменьшить число компаний, которые могут подписывать аудиторское заключение. Появляются фирмы, которые могут участвовать в таких проверках, но подписывать аудиторское заключение не имеют права. Подобные организации, как правило, работают на условиях субподряда, они выполнят определённую работу, а аудитор подпишет заключение.

Значительные изменения в подготовке аудиторов произошли в 2011-м году с введением единого квалификационного аттестата аудитора (до этого аттестатов было четыре: по общему аудиту, аудиту страховых организаций, аудиту бирж и аудиту банков). Получить новый документ не просто, экзамен сдаёт только треть желающих.

При этом отсутствие единого аттестата не является показателем низкого качества работы аудитора. Многие специалисты не могут сдать общий экзамен из-за того, что они работают в одной области (например, в банковской сфере), а на экзамене требуют знания по аудиту страховых организаций, которые специалист в принципе не применяет.




Большую часть доходов аудиторская компания тратит на свой штат: в первую очередь деньги вкладываются в людей (до 80% всех расходов), уже потом покупаются ноутбуки и прочее. Аудитору нужно обновлять свои знания постоянно. Например, обучение международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) стоит 50-60 тысяч рублей. Конечно, это дорого. Компании, которые делают аудит за 15 тысяч, такие расходы не потянут. А те, кто хочет качественно работать, должны где-то зарабатывать деньги на обучение, для них аудит за копейки не приемлем, он себя не окупит. Вот и получается, что аудиторские компании вынуждены повышать цены на свои услуги.

Правда, доходы в сфере МСФО тоже серьёзные. И потенциал здесь большой: законодатели постоянно, расширяют список компаний, которым нужно обязательно составлять отчётность по международным стандартам. Кроме того, зарабатывать можно на обучении клиентов МСФО. Конечно, отчётность они потом будут составлять сами, перестанут платить за это аудитору, но за аудиторским заключением всё равно придётся идти к специалисту.




В ближайший год на рынке аудита вряд ли произойдут серьёзные изменения. Чтобы они были, необходимы серьёзные законодательные инициативы, которых пока не предвидится. Сдать на единый аттестат специалистам будет всё так же сложно, поэтому аудиторы будут потихоньку «сдуваться» и снижать цены на  свои услуги. Вместе с тем, компании, которые претендуют на оказание услуг высокого качества, вероятно, начнут интегрироваться в международные аудиторские сети. Таким фирмам необходимо будет вкладывать деньги в себя, чтобы соответствовать международным стандартам. И тогда их коллегам, оказывающим услуги более низкого качества, скорее всего, придётся либо продавать свой бизнес растущим компаниям, либо уходить на субподрядные договоры.




Если оценивать рынок аудита с точки зрения клиента, то ему нужно получить у аудиторской компании такую услугу, чтобы выросла стоимость его бизнеса (тут речь идёт скорее о консультации, чем о проверке). Чтобы соответствовать таким требованиям и действительно помогать клиенту, аудитор будет вынужден постоянно учиться, вкладывать деньги в себя, соответственно, это скажется на стоимости услуг.

Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы