Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
90.75 +0.41 98.88 +0.68
Николай Ющенко, главный архитектор Челябинска: Метрополитену и велодорожкам — быть

О том, как в ближайшие годы будет развиваться Челябинск, где будут строить новые дома, как изменится транспортная система, bfm74 рассказал главный архитектор Челябинска Николай Ющенко.


Николай Иванович, Челябинск продолжает активно строиться, развиваться, особенно в сторону северо-запада и Чурилово. Город и дальше будет расширяться в этих направлениях?

Действительно, некогда город почувствовал себя задыхающимся от недостатка земли, поэтому начал активно расширяться. И это была попытка экстенсивного увеличения строительных площадок за счёт передвижения городской черты. К примеру, микрорайон Парковый. Его территория была включена в состав городского округа недавно, в позапрошлом году. На этом опыте мы убедились, что любое расширение, раздвигание границ ведёт за собой ряд проблем. Например, необходимость удлинения всех линейных сооружений — дорог, сетей. Также в подобных спальных районах отсутствует работа, что приводит к заторам на пути движения к местам труда. Мы, осмыслив это, проанализировав в целом город, создали технико-экономическое обоснование внесения изменений в генплан. В ходе работы наши планировщики и градостроители пришли к мысли, что дальше раздвигать границы Челябинска нет смысла, поскольку очень много возможностей скрывается внутри самого города. Во-первых, это постепенное сокращение санитарно-защитных зон: на дворе XXI век, и новые технологии, которые внедрены на предприятиях, сокращают санитарно-защитные зоны. Поэтому освободившиеся площади можно отдать под застройку.

То есть дома будут появляться ближе к предприятиям?

Да, это один из вариантов. Второй — ещё серьёзнее. У нас есть такое направление — создание агломерации. В Европе они уже сложились и у нас складываются естественным путём. В этом процессе, с одной стороны, есть центростремительное движение из области в мегаполис — за получением различных услуг, лечением, на работу. И, с другой стороны, центробежная сила — это вынос за городскую границу предприятий, потому что, во-первых, аренда в Челябинске дорогая, а во-вторых, жители хотят дышать чистым воздухом. Так что в будущем, мы думаем, предприятия будут «уходить» за городскую черту. Не все, конечно, заводы получится передвинуть, хотя во многих случаях это реально, примеры такие есть: ТРК «Горки» находится на территории бывшего завода, ткацкой фабрики в центре давно нет.

И ещё одно направление, от которого мы раньше отмахивались, — это точечная застройка. Тема болезненная для челябинцев, но все мегаполисы по этому пути либо уже прошли, либо проходят. У нас, правда, если дать волю предпринимателям, они всё застроят. Тот же сквер для бизнесмена — это пустое место, как только застройщик таковое приметит, сразу начинает судорожно соображать, что бы здесь можно было разместить. Поэтому одно из направлений нашей работы — постановка всех зелёных насаждений на кадастровый учёт. Так мы хотим пресечь поползновения того самого предпринимателя, который, видя парк или сквер, начинает мысленно возводить на его территории многоэтажки.

Какие районы города будут застраиваться точечно? В центре Челябинска будет что-либо подобное?


Нет, в центре точечной застройки практически не будет, потому что историческая часть города признана зоной градостроительного спокойствия. Есть даже документ, который обозначил её границы. Это историко-архитектурный план 1992 года, но он оказался неработающим инструментом, потому что в своё время был утверждён только в министерстве культуры, но не был подписан на местном уровне. Соответственно, документ не является легитимным. Сейчас мы вновь вернулись к нему, приступили к разработке уже нового документа, где будет больше вновь выявленных памятников архитектуры. В самом историческом центре стройки появятся только с разрешения гордумы, которое получить непросто.

А что с улицей Российской? На её участке от улицы Карла Маркса до Теплотеха очень много старых разрушенных домов. Что там будет?



В течение шести лет эксперты делали проект планировки площади Павших. Недавно работа эта завершилась, и уже есть инвесторы. Там получился очень хороший деловой квартальчик с подземными парковками, о жилье речи не идёт. Дальше мы переходим через площадь Павших, где этот деловой квартал начинается двумя офисными зданиями в европейском стиле — и по форме, и по материалам. Эти центры в виде линзы замыкнут будущий бульвар. Этот бульвар — наш «сити», если можно так сказать. Только не многоэтажный: мы — Челябинск, нам не нужно позиционировать себя как «Москва-Сити». Дальше будем разбираться со старыми малоэтажными домами на Российской, 99% из них не представляют никакой ценности.

Какие проекты по развитию транспортной системы города существуют?


На уровне генплана мы должны обязательно создать окружную дорогу и внутреннее «малое садовое кольцо». Это улицы Труда, Российская, Курчатова, Энгельса, Братьев Кашириных — внутреннее транспортное кольцо, которое должно быть решено в непрерывном саморегулируемом движении, в развязках. Пока единственная развязка, построенная на реке, которая выходит на улицы Красноармейскую, Свободы, — это часть кольца. И пока не заработает целая схема, её часть имеет малое значение.

А что с подземным транспортом? Будет ли в Челябинске метро?

К завершению строительства метрополитена мы идём очень долго, и конца и края не видно — до дефолты, то кризисы — всё связано с финансированием. За это время уже институт «Метростройпроект» оптимизировал ранее принятые решения, но даже с учётом изменений, мы понимаем, что даже первая ветка нашей подземки устарела морально. Сейчас строится участок Проспект Победы — и через пять станций ЧТЗ. Является ли ЧТЗ в настоящее время таким местом паломничества, как это было прежде? Или, допустим, станция Торговый центр. Да, она раньше выводила к крупнейшему магазину Челябинска советского периода. Но является ли он сейчас таковым? Нет, наверное. И от молодых архитекторов уже поступают предложения завершить строительство метро единственной веткой и дальше вести развитие общественного транспорта в виде малых колец: когда каждый район нанизан на ветку метрополитена наземным рельсовым транспортом.

Высокоскоростным трамваем, например. Мне кажется, это было бы идеально?

Да. Это и по вложениям минимизация, и сохранение земельных участков.

И что в итоге с метро будет?

Метро дешевле достроить, чем бросить. К этой мысли пришли давным-давно.

То есть одна ветка всё-таки будет?

Обязательно.

Когда?

Когда будет всеобщее счастье, можете ответить? (смеётся) У нас же ритмичного финансирования как не было, так и нет, поэтому понадобятся годы. И никто вам не скажет дату окончания работ. Просто мы не успели в своё время, как это сделал Екатеринбург. У них это всё развивается уже по инерции. Мы не можем пока себе этого позволить, к сожалению. Но речи о прекращении строительства метро нет.

Хорошо, метро будет. А велодорожки?

Фанаты велодвижения разработали городскую схему велодорожек. Как ни странно, она во многом совпадает с той, которую разработали мы, когда поняли, что уже пора создавать пространство для велосипедистов, потому что этого требует сама жизнь. А в генплане города, сами понимаете, ни о каких велодорожках речь никогда не велась. Наше видение ситуации и план активистов совпадают в главном: по ним все места отдыха — все наши озёра, все парки, скверы — соединены дорожками. Связи между этими точками — наши основные улицы, в том числе проспект Ленина, улица Энгельса и так далее. Построить эти дорожки реально, потому что они занимают всего полосу от 1,5 до 3 метров, не больше. Но они требуют вложений, потому что нужны парковки, знаки, разметка.

То есть и велодорожки в Челябинске появятся?

Да, только вот когда это будет, пока сказать не могу. Надо сначала пережить кризис.

Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE