Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
BRENT $57.18 +0.82
57.62 -0.07 68.14 -0.31
/ Сергей Макшанов, управляющий Группы Компаний «Институт Тренинга — АРБ Про»: «Не надо давать денег бизнесу. Он сам их заработает, надо перестать мешать»



Мясная промышленность и платная медицина станут самыми прибыльными отраслями в Челябинской области в 2014 году. Екатеринбургский центр бизнес-образования провёл в Челябинске бизнес-встречу первых лиц компаний «Базовые стратегии». С её автором и ведущим, экспертом по стратегическому управлению, управляющим Группы Компаний «Институт Тренинга — АРБ Про» Сергеем Макшановым встретился редактор Business FM Челябинск Андрей Фролов.

Сергей, что значительного произошло в стране в 2013 году, на ваш взгляд, какие компании оказались «на коне»?

Мы работаем с 1993 года, то есть уже 21 год и, в основном, занимаемся тем, что разрабатываем будущее компаний. Российская экономика на сегодня — это совокупность региональных экономик, которые обладают очень большой спецификой и понятно, что находясь внутри одного региона очень трудно получить картинку по общему контексту. Для того, чтобы принимать решения, нужен всё-таки панорамный взгляд, потому что несмотря на то, что есть региональная специфика, мы всё-таки очень тесно связаны и друг с другом, и, безусловно, с мировой экономикой. С 2010 года начали звучать сигналы о том, что плотность событий в России и мире достигла уровня, когда индивидуальное сознание уже не может не только интерпретировать происходящее, но даже воспринимать. И поэтому корпорации во всём мире стараются создать бизнес-процессы и системные решения, чтобы всё-таки успевать структурировать и выхватывать суть происходящего, чтобы принимать решения как свободные люди. Год, который завершается, оказался очень специфическим. Часть фона 2013 года переходит на 2014, а именно: российская экономика не получала в 2013 году стимулов из мировой экономики (на мировом спросе мы преимущественно росли с 2000 года) и не получит их в 2014 году. То есть значительного разворота экономики мы не ждём. Поэтому всё, что будет происходить, это дело рук самих плывущих или находящихся в каком-то другом состоянии. То есть нам нужно будет двигаться именно на своих ресурсах.

Вы имеете в виду, что в 2014 году мировая конъюнктура в лучшую сторону не изменится, и мы как были страной, поставляющей сырьё на мировой рынок, так и останемся, и пока нет какого-то возможного пути, чтобы измениться?

И так, и не совсем так, потому что сырьевая «игла», которая уже навязла в зубах, всё-таки это метафора. Тут надо понять, что несырьевой российский экспорт непрерывно растёт. с 2006 года он вырос на 65 миллиардов, это очень много. И это, например, одна из больших статей. Мы ориентировались, что к 2013 году будет порядка 6 миллиардов — это экспорт программного обеспечения. Он растёт каждый год где-то на миллиард долларов. Но в доле он не достиг такого уровня, чтобы оказывать решающее влияние. И от той же «иглы» только дурак будет отказываться, вопрос не в «игле», а в том, как используются выгоды от неё. Пока мы, скорее, эти деньги тупо проедаем, но есть возможность распоряжаться этим более продуктивно. И фон сейчас именно в том, что мы не полетим на мировом спросе в 2014 году, в 2015,скорее всего, тоже. Но для этого ещё будет время, и поэтому российская картинка она обладает: а — высокой отраслевой, б — региональной спецификой и в — спецификой корпораций. Во всех отраслях в большинстве регионов, мы знаем точно, есть компании, которые в отличие от экономики в целом, растут. Российская экономика можно комплиментарно сказать, что растёт, но в общем и целом она находится около нулевых значений.

Вы говорите про ВВП?

Да, я говорю про ВВП как один из показателей, но даже в отраслях, в которых очень высокий уровень сложности- металлургия, например, есть компании, которые растут и в 5, и в 10 и более процентов. Потому что там есть ключевое условие для этого: адекватная управленческая команда. И во всех отраслях это сохранится. В ряде отраслей будет рост, который вызван слабым предложением: и к ним первую очередь будет относиться медицина, ритейл, то, что касается текстиля — одежды, обуви, HoReCa в широком смысле — вот здесь будут возможности для серёзного роста, который создаёт спрос. Ну, а в остальных — это забота управленческих команд.

Вы назвали отрасли, которые могут дать хороший рост для компаний, а что мешает нашим предприятиям в любой из отраслей получить рывок? Есть такие примеры, в том числе и в Челябинской области?

Половина таких компаний среди участников сегодняшней встречи. Здесь вот в чём вопрос: несмотря на то, что у нас не просто вести бизнес, если управленческая команда адекватная, она будет находиться в росте выше экономики, например, есть игрок в мясопереработке, который растёт уже несколько лет на 50%-70%. Основной источник его роста — это межрегиональная экспансия, продуманная и адекватная. Сам по себе рынок продуктов питания для нас важен ещё и потому, что продолжается импортозамещение, и успех этой компании делает всем нам хорошо.

То есть продолжается импортозамащение, несмотря на вступление в ВТО? Насколько я знаю, у наших компаний возникают проблемы. И даже наверху звучат жалобы, что вступление в ВТО многим компаниям подпортило нервы.

Но вообще-то в ВТО мы вступали 18 лет, и надо было сильно постараться, чтобы не понимать, что произойдёт. Поэтому у тех, кто эти годы использовал для того, чтобы подготовиться, проблем, конечно, меньше. Они, безусловно, есть. Более того, они усугубятся, потому что получена информация, что Евросоюз собирается ещё больше субсидировать своих производителей, в том числе в мясопереработке, особенно в деликатесах. Нашим рассчитывать на это не приходится, нет для этого поводов. Надо думать, потому что там большое количество манёвра есть. Не хотелось бы переборщить с розовой краской, в то же время. Потому что ключевая причина и сложность нашего бизнеса в том, что дорогие короткие деньги, кредитная ставка для многих отраслей равна или выше рентабельности.

Но время, когда было 100% минимум, уже давно прошло, и мы понимаем, что мы к мировым значениям годовой рентабельности всё-таки подходим?

Нет, рентабеность у нас всё равно выше существенно, такой маржи как в России, заработать нигде в мире нельзя. Но другое дело, что там, где рентабельность ниже, там дешёвые длинные деньги, и там нет такого объёма препятствий, которые создают административные барьеры. У нас они преобладают, и если говорить, что тормозит второе, кроме отстутствия мирового роста, то это, бизнес-климат. Говорить о том, что наметилось какое-то улучшение — не знаю. Субсидии — это на самом деле не то, что нужно. Я считаю, что столбовой такой фактор, который даст возможность двигаться — это перестать запрещать. Надо просто отменить запрет, не надо давать денег бизнесу. Бизнес сам их заработает, надо перестать мешать. А пока мы может говорить только том, что эскалация запретов увеличивается, под давлением находится большее количество отраслей, приведёт это к одному — к уходу в тень или прекращению деятельности.

Это касается всего, что связяно с налоговым бременем?

Всего, что касается вмешательства со стороны государства.

Если опять же перейти на региональный аспект, вы упомянули металлургов, которые в нашей области превалируют. В этом году отрасль просела, какие есть предпосылки на 2014 год, как она будет развиваться, и какие отрасли могут «выстрелить»?

По металлургии никаких проблесков я не вижу, потому что они тормозятся именно снижением мирового спроса, а он поменяется в 2014 году. «Выстрелить» может не отрасль, а группа отраслей. Нужно диверсифицировать экономику, то есть развивать несколько драйверов. У Челябинской области хорошее транзитное положение между Россией и Казахстаном, здесь проходит очень большое количество маршрутов, поэтому есть смысл развивать логистику, развивать все направления новой экономики. Челябинск совсем не плох, наметилось движение в самой динамичной в 2013 году отрасли — платной медицине. И туда будут приходить люди, которые заинтересованы в том, чтобы качественно работать, потому что это сервис, это работа мозгами. Челябинск во многом стабилизируется кроме транзита, и именно концентрацией качественных эффективных мясопереработчиков. Ряд из них приступили к межрегиональной экспансии, которая распространяется уже до Калининграда и Ростова-на-Дону. Со своей продукцией они идут туда, и это позволит оздоровить ситуацию. И безусловно, всё то, что касается создания каких-то преференций для строителей. Это самый недофинансированный сектор из всех. Стройка обладает таким почти волшебным воздействием.

Стратегия медиа-групп в будущем году на чём должна основываться, и что нужно сделать, чтобы остаться во главе информационного пространства?

Две рельсы: ключевая — создание портфеля информационных интернет-ресурсов, вторая — создание и интенсивное наращивание медиа-банка. Это наличие прав на цифровой контент — от мультфильмов, песен, записей историй, всего, чего угодно. Надо понимать, что медийный бизнес — это то, где всё, что касается новостной или программированной сетки быстро — пребыстро уходит. Потребитель хочет иметь возможность из одной точки получить всё — от записи оперы Шаляпина до мульфильма «Три поросёнка», снятого Columbia Pictures в 1936 году. И тот, у кого будет контоль, и будет получать ренту.

Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы