Людмила Михайловна, два основных вопроса к вам. Великобритания сейчас срочно эвакуирует всех туристов из Египта. Что происходит с нашими?
То, что случилось с нашим самолётом - это действительно трагедия и очень большое горе. Но я хочу сказать, что время в любом случае лечит. На сегодня информация другая - англичане приняли решение, что они будут летать из Шарм-эль-Шейха. Другое дело, что они решили вывозить багаж отдельно. Спрос на Египет немного упал, примерно на 3%, не более. Я хочу сказать, что была хорошая реакция туроператоров. В частности туроператор "Анекс Тур" сразу предложил несколько вариантов цен. В том числе и очень эконом вариант. Но интерес к Египту не пропал. При всей этой ситуации, хочу сказать, что эта страна достаточно экономичная. Там всё включено. Такое замечательное море. Мы можем позволить себе там отдохнуть.
У меня есть некоторые знакомые, и как бы это цинично ни звучало, которые во время таких катастроф и аварий ждут падения цен. Считают, что это самое время. То есть они не боятся! Почему так происходит? Почему спрос не падает?
Говорят ведь, что мы не очень здоровы (смеется). А я хочу сказать, что мы, наоборот, очень здоровы и рискуем осмысленно. Ведь, когда мы идём по дороге, на нас тоже может упасть кирпич. Я думаю, что многие рассуждают именно с этой позиции. В случае этой аварии - это ещё больший плюс. Это тоже туристы осознают - проверки участились, там сейчас идёт жёсткий фейс-контроль и по технической части, и по прохождению таможенных действий. Туристы абсолютно правы: во-первых, снижение цен, во-вторых, контроль очень жёсткий. Почему не полететь?
А насколько цены снизились?
В среднем "Анекс Тур" снизил цены на 8-10%. Это не очень много, но в любом случае существенно. Тем более что на сегодняшний день курс доллара тоже упал.
Что происходит с туристическим потоком?
Вы знаете, сжатие рынка происходит в течении года. Нет такого, что самолёт упал, и всё обвалилось. Мы возвращаемся на уровень объёма 2005 года. В частности, из Челябинска. Потому что именно в те годы вылетало 3-4 направления из Челябинска. Мы вернулись к этому. То есть туроператоры минимизирует свои расходы, сокращают направления. Но, вы знаете, на осенние каникулы не было мест! Самолёты из Челябинска вылетали полностью укомплектованные. В Екатеринбурге была та же самая ситуация. Да, сжатие идёт. И я так думаю даже процентов на 50. Но если мы эту ситуацию просчитываем, то будем меньше терять, больше считать. И на сегодня пока такие объёмы. Но это не значит, что мы навернёмся через год. Туристическая отрасль очень мобильна, очень живуча, и мы достаточно оптимистичны.
То есть никакая катастрофа не может обеспечить всплеск или наоборот резкое падение на рынке?
Массовых отказов - нет, не может обеспечить. Затормозить - да. На недельку-две. Я ещё раз повторю - нужно время. Люди должны адаптироваться к ситуации, ведь действительно очень большое горе было.
Затронем вторую тему, которая, как мне кажется, может повлиять на перевозки пассажиров - это Росавиация пока запретила летать Boeing 737. Это повлияет? Говорят, что многие перевозчики пользуются как раз этими воздушными суднами.
К сожалению да. Мы сегодня только эту информацию получили. Я не знаю, потому что это очень масштабно. Боингов действительно очень много. Особенно Аэрофлот использует данные машины. Но я так думаю, что нет безысходных ситуаций. Не может быть такого, чтобы вообще остановили перелёты между городами. Я думаю, что вопрос будет решён положительно и оперативно. И думаю, что компромисс с международной организацией будет найден.
А каким видите его вы. Ну потому что, вы уж извините, фразы из разряда «Мы надеемся, что компромиссы будут найдены» - это общие вещи. Сейчас мы имеем конкретную ситуацию - часть авиапарка может стать недействительным. Что делать? Договариваться? Искать другие возможности?
К сожалению, я законодательными нормами на сегодня в этой области не обладаю, но я думаю что во всех законодательных актах есть какие-то отступающие. Допустим, что это не с завтрашнего числа. Допустим, в течение 20-30 дней. Думаю, что это вообще нереальная ситуация - хотят её вывести в какую-то борьбу. Это большой минус всем участникам конфликта - если это действительно борьба. Потому что отражаться она будет на всех пассажирах, которые путешествуют самолётами. Но я оптимистка по жизни и считаю, что нет безвыходных ситуаций, которые нельзя решить.
Интервью: Матвей Кондрашов