Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
BRENT $51.91 -0.36
60.75 +0.17 71.95 +0.26




Эксперт международной организации труда Александр Лузин - о металлургии, диверсификации и кризисе.


-Александр Евгеньевич, о проблемах в металлургической сфере  в России говорят не первый год. Насколько давно эта проблема вообще стала актуальной?

-Этот вопрос в России стоит уже около 15 лет. После того, как пошла перестройка и начала формироваться качественно-новая индустрия в России, сталелитейные компании вступили в период трансформации. Она пришлась на то время, когда рынок стали был очень востребован: Китай развивался быстрыми темпами, особенно строительство. Востребованность  металла и цены на него были достаточно высоки.
Но всем известно, что вскоре Китай начал строительство собственных металлургических предприятий, причем, самых современных. Мы ожидали, что примерно в это время произойдет существенный спад спроса на металл в России. Кроме того, европейская экономика сейчас находится в определенной депрессии - востребованность металла уменьшилась. Таким образом, мы очень зависим от мирового рынка. Безусловно, при нынешней ситуации в Китае, России нужна большая ориентация на развитие собственной промышленности, собственной, где металл всегда востребован.

-Что необходимо сделать, чтобы переломить эту ситуацию?

-Если строительство дорог или машиностроение у нас по-прежнему будут расти по 1,5 - 2% в год, то это для стали очень плохо - востребованность в металле малая. Ведь нельзя производить металл, просто для того, чтобы производить металл. Мы говорим: китайский рынок уменьшается с точки зрения импорта металла, поэтому российский экспорт в ближайшее время неизбежно будет сокращаться.  Если металл не будет перенаправлен на российский рынок, то будут серьезные проблемы.
Вторая проблема - модернизация сталелитейной промышленности. Во многих случаях, это переход к малым формам: это малые металлургические заводы, которые более эффективны, чем крупные.  Для такого перехода нужна мощная модернизация.  Мы наблюдаем, что ряд заводов ее уже осуществляет. Металлургические заводы должны больше сосредоточиться на диверсификации своей конечной продукции, т.е. при металлургических предприятиях строить различные перерабатывающие заводы: допустим, трубозавод, изготовление железнодорожных колёс и т.д.  Это тоже очень перспективное направление, потому что она открывает новые ниши для выхода на зарубежные рынки.

-Вы сказали о малых металлургических предприятиях. Получается, что на смену промышленным гигантам должен прийти малый и средний бизнес?

-Это не малый или средний бизнес, это другие технологические процессы: по-другому выплавляется, перерабатывается и делается сталь. Так  удается работать на малые заказы, и это становится все более и более востребованным.  Это не стабильное производство, а производство в дискретном режиме, которое требуется для современных заказчиков. На него неизбежно нужно переходить, и специалисты знают это. Но требуются очень большие инвестиции, мощная государственная поддержка.
Вообще, ничто инновационное через асфальт не растет. Инновации в индустрии - это хрупкие растения, которые надо бережно поливать и орошать, а не бросать без поддержки. Иначе ничего не получится. Нужна мощная государственная и региональная политика для того, чтобы вести опережающее обновление мощностей и повышать конкурентность российской промышленности.

-Год назад в нашей области объявили курс на диверсификацию экономики, чтобы регион не был так сильно зависим от ситуации в металлургической области. Как вы оцениваете эту идею?

-Я считаю, это очень плодотворная идея, и эта идея сейчас воплощается во всем мире. Если посмотреть на любой британский или французский регион, где были сталелитейные предприятия, мы видим, что уже третье поколение сменило традиционные сталелитейные предприятия. Сначала появились химические предприятия на севере Англии, на базе химических появились фармацевтические, и это закономерно. Сама по себе диверсификация позволяет  региону получить большую устойчивость, переливать капитал. Для благотворного процесса должен идти постоянный сканинг, постоянный анализ сфер приложения. У вас, в Челябинской области, накоплен огромный человеческий капитал.  Вы индустриальный регион сами по себе, и этим капиталом нужно должным образом распорядиться, что и приходится делать через мощную диверсификацию. Сейчас нельзя жить в одиночку, нужно выстраивать четкие вертикали. К примеру, как развивать сельское хозяйство регионально? Говорят: надо вливать средства в него.  Я вам, как консультант, говорю: нет, не надо вливать в сельское хозяйство. Надо стимулировать "end users" - конечных пользователей - допустим, того же молока. Необходимо стимулировать молокозаводы, чтобы они не закупали сухое молоко за рубежом, а шли в регионы, шли к фермерам, находили и оказывали им пакетную помощь: приводили ветеринарного врача, помогали закупать скот и т.д., и одновременно  гарантировали домохозяйствам постоянную покупку этого молока. Так, идя сверху вниз, мы выстраиваем эффективные цепочки, когда производится столько, сколько будет востребовано для производства в регионе, и обеспечиваем такое качество, какое требуется. И это должно идти по всем направлениям. Регион должен быть мощным хозяином, который знает свои потребности, свои ресурсы и направляет движение в нужном направлении. Отдать все во власть стихии рынка - редко это приводит к желаемому.

-Александр Евгеньевич, каков ваш прогноз на будущий год? Стоит ли ждать кризиса?

-Мне кажется, что есть серьезные угрозы и одновременно есть положительные сдвиги, которые говорят о том, что все зависит от развития российской экономики в целом, от развития взаимодействий с европейской экономикой и так деле. Все это взаимосвязано, и связь эту очень трудно охарактеризовать. Решение - это высокая диверсификация производства и услуг России.
Второе - это выход на другие регионы, выход за рубеж. Сколько мы говорили о вступлении в ВТО, теперь мы в ВТО, а это означает открытый рынок, отсутствие дискриминации (не всегда, но так должно быть) торговли России. Мы вступили в ВТО, теперь пора начинать думать творчески и использовать те реальные преимущества, которое дает торговая организация для российской экономики, и, в частности, для Челябинского региона.
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы